«Спасибо коллективу за напряженную работу и творческий подход к делу».

Октябрь 17, 2010 at 12:45 пп Оставьте комментарий

От первого лица

В начале нового учебного года мы по традиции попросили ректора нашего вуза, профессора Николая Константиновича СЕРГЕЕВА поделиться своими оценками прошедшего учебного года и определить ближайшие перспективы развития университета.

Николай Константинович Сергеев

– Начинается новый учебный год, мы подводим итоги приемной кампании, анализируем успехи и неудачи. Кампания этого года оказалась для университета весьма удачной, но в следующем году демографическая ситуация мало изменится к лучшему. На каких формах работы с будущими абитуриентами на Ваш взгляд нужно сделать акцент?

– Итоги приемной кампании 2010 г. показали, что мы остаемся в круге вузов, которые востребованы абитуриентами и, что не менее важно, в наших специалистах нуждается рынок труда. Конкурс на наших специальностях был разным, но в целом он был высоким, и план приема мы выполнили. Безусловно, это никак нельзя назвать везением и случайностью, поскольку приемной кампании предшествовала напряженная работа сотрудников центра формирования контингента, деканского корпуса, членов ректората. В общей сложности мы осуществили более 40 выездов для встреч с абитуриентами и их родителями в районы области и Волгограда. Трудности в этом году касались набора  на специальности, связанные с преподаванием физики, математики, трудового обучения и безопасности жизнедеятельности.

Уже известно, что набор в будущем году не будет проще, число выпускников школ увеличится незначительно, и это обстоятельство надо учитывать. Я убежден, что успех в этой работе связан с активным поведением университета в течение всего года, с поиском новых форм профориентационной деятельности. Своих абитуриентов в школе надо выращивать и начинать с ними работать не в 11 классе. Надо вовлекать старшеклассников в систему предметных олимпиад, создавать в школе предметные кружки, научные общества, работать с учителями как с главными проводниками профориентационных идей.

 

– Какие структурные изменения ждут университет в новом учебном году? Ожидает ли коллектив университета процесс сокращения кадрового состава и в чем в первую очередь заключается работа по оптимизации расходов в связи с непростым финансовым положением?

 

– В новом учебном году больших структурных изменений мы осуществлять не будем, поскольку то, что было востребовано жизнью, мы уже реализовали. Прежде всего, я имею в виду объединение математического и физического факультетов в единый факультет математики, информатики и физики. Это решение давно назревало, обдумывалась наиболее оптимальная форма этого объединения. Чем вызвано это решение? Необходимостью более эффективно использовать материально-техническую базу, кадровый состав этих двух факультетов, а также требованием времени поднять на новый качественный уровень специальность «информатику». Теперь почти все специалисты, связанные с ее преподаванием, сосредоточены на вновь образованной кафедре, и я уверен, что это не будет просто техническим объединением. Такая концентрация кадрового потенциала выведет преподавание этой специальности на более высокий качественный уровень.

В прошлом году мы отказались от должности проректора по воспитательной работе. Оценив результаты деятельности в этом направлении,  я прихожу к выводу, что этой работе не хватает серьезной координации. Поэтому мы либо вернемся к должности проректора,  либо подумаем над созданием управления по воспитательной работе. Сейчас этот вопрос в стадии обсуждения.

Что же касается сокращения работников университета, есть несколько моментов, которые могли бы меня как руководителя подтолкнуть к такому решению. Но нам удается справиться с ситуацией иначе. За период с 1 января по 1 сентября мы в своем бюджете не досчитались 16 миллионов рублей по причине того, что в университете интенсивно идет процесс перевода студентов платной формы обучения на бюджетные места. Денег мы объективно стали получать меньше, а значит, процесс оптимизации численности кадрового состава, что позволило бы нам вписаться в имеющиеся финансовые ресурсы, неизбежен. Мы справляемся с этой ситуацией не за счет массовых увольнений, а за счет отказа от услуг привлеченных преподавателей, за счет сотрудников, ушедших на пенсию.

Кроме этого, мы приняли решение после нового года привлечь к работе по охране университета частное охранное агентство.  Нам это выгодно по нескольким позициям. Во-первых, агентство несет большую ответственность за сохранность университетского имущества и в случае своей вины возмещает ущерб за украденное имущество в обязательном порядке, во-вторых, расходы по содержанию сотрудников этого охранного агентства будут компенсироваться из бюджетных статей университета, а значит, мы сократим нагрузку на наши внебюджетные средства. Уже сейчас мы приступили к работе, которая позволит нам определить оптимальную схему, при которой проникновение на нашу территорию посторонних лиц сведется к минимуму.

– Очень насыщена этим летом была жизнь в нашем спортивно-оздоровительном лагере,  студенты и преподаватели с большим удовольствием проводят там время. Он становится все привлекательнее. Какие Вы видите перспективы его развития, во что будут вкладываться финансовые средства в первую очередь?

– Этим летом мы достигли хороших результатов: более 900 студентов и 100 преподавателей, сотрудников и членов их семей отдохнули в нашем спортивно-оздоровительном лагере.  Радует то обстоятельство, что мы эффективно научились совмещать отдых с профессионально-ориентированной деятельностью.

Благодаря совместным усилиям сотрудников лагеря и студентов, его  удалось хорошо благоустроить. Теперь на его территории гораздо больше красивых ухоженных мест отдыха, чем пустырей, заросших травой,  расчищена территория прилегающего к лагерю леса. Еще одна большая победа – в лагерь проведен газ. Сейчас  идут работы по запуску двух мини-котельных.  А это значит, что мы сможем значительно удешевить содержание лагеря, особенно зимой. В скором будущем служебные, жилые и учебные помещения будут отапливаться не электричеством, а газом. Зимой может нормально заработать столовая. Отрадно, что лагерь пользуется повышенным спросом и у наших партнеров. Мы с удовольствием предоставляем возможность проведения на его территории мероприятий регионального и всероссийского уровня, зарабатывая дополнительные средства. Хочу отметить, что у нас есть все основания считать, что к концу этого календарного года мы сможем привести в равновесие цифры на содержание лагеря и получаемые доходы – это серьезный экономический прорыв.

Конечно, еще многое предстоит сделать. Много лет мы мечтаем осуществить берегоукрепительные работы, но их финансовая стоимость столь высока, что одним нам не справится. Сейчас появилась надежда, что в этом нам поможет близость к строящемуся через Ахтубу мосту, и вполне возможно, что нам удастся воспользоваться техникой и услугами специалистов.

Перспектив и планов много: будет продолжено строительство новых домиков, планируем также построить оздоровительный центр, где можно будет заниматься в тренажерном зале, принимать физиотерапевтические процедуры. Это, несомненно, увеличит интерес к лагерю и сторонних  посетителей, но, безусловно, в приоритете останется отдых студентов и сотрудников университета.

 

– Весьма интенсивно развиваются международные контакты университета. У нас было много гостей из Европы, Китая, Америки. Какие приоритеты у университета в этой сфере?

 

Новый учебный год мы начинаем с ощущением, что очень много сделано в этом направлении  и с полным пониманием того, что надо делать в новом учебном году.

На новый уровень вышла деятельность наших международных центров, через которые собственно и реализуются разнообразные международные проекты. Очень важную сертификацию прошел наш Центр  Гете. Он стал третьим в России, который получил печать немецкого института Гете, что является подтверждением его полномочий и статуса. Это событие свидетельствует также о высоком уровне знаний, которые получают слушатели Центра, изучая немецкий язык и знакомясь с немецкой культурой и историей.

Весомые достижения есть и в центре «Языки и культуры мира»,  где мы получили право принимать международные экзамены самого разного формата, сертификаты которых весьма востребованы на рынке образовательных услуг региона.

Конечно, главное событие международной жизни университета – это  подписание соглашения об открытии у нас Института Конфуция. Сейчас мы активно готовимся к церемонии официального открытия, к нам приедут высокие гости из Китая.

Весьма перспективной считаю работу по налаживанию сотрудничества с французскими партнерами, здесь есть свежие идеи у заместителя заведующей кафедрой английской филологии Елены Владимировны Мещеряковой, доцента кафедры французской филологии  Дмитрия Гулинова. Думаю, им удастся придать импульс этим отношениям, поскольку, сегодня  история и культура Франции вызывают у нас большой интерес. Надеюсь, что в университете появится международный французский центр уровня Центра американистики, Центра Гете.

Также перед Управлением международного сотрудничества поставлена задача развития отношений с новыми партнерами из США. Не теряя прежних контактов, надо искать новые образовательные учреждения в Америке, которым мы были бы интересны как партнеры. Мир становится все более открытым, студенты получают большие возможности реализовать себя в самых разных образовательных проектах, во временных научных или учебных коллективах. Нам надо быть готовыми к этим процессам. Мы должны всячески помогать нашим воспитанникам жить в открытом мире, знакомить с культурой, традициями других стран, воспитывать в них толерантное отношение, к окружающим,  одновременно поддерживая их патриотические чувства.

– В прошлом учебном году федеральными чиновниками и  специалистами была озвучена мысль о возможности создания на базе университета Центра по подготовке педагогических кадров и не только для волгоградского региона. На какой стадии находится решение этого вопроса и как скоро можно ожидать практических результатов?

 

– Когда на Педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге открывался Год учителя в России, Президент РФ Д.А. Медведев высказал мнение о том, что педагогическое образование нуждается в организационной перестройке, и что на базе сильных педагогических вузов могли бы быть созданы центры подготовки и переподготовки педагогических кадров. Эта мысль была услышана, и работа в этом направлении ведется. Но, согласитесь, спешка в данном вопросе не уместна, поскольку затрагивает давно сложившуюся систему, в которой работают тысячи специалистов, и от функционирования которой зависит слаженная работа всей сферы образования. Поэтому сейчас рассматриваются несколько моделей таких центров, прорабатываются принципы их работы для того, чтобы в итоге найти оптимальную модель их функционирования. ВГПУ тоже претендует на роль такого центра. Мы направили в министерство свои предложения.  Я за последнее время высказался по этому поводу в трех весьма уважаемых федеральных изданиях: «Ректор вуза», «Образование сегодня: цели и перспективы», «Педагогика», где изложил свое видение работы такого центра. Кроме этого, нами получена поддержка исполнительной и законодательной власти региона, также всех депутатов Государственной Думы, представляющих интересы Волгоградского региона. Соответствующие письма направлены депутатами и руководителями области в министерство.

25 ноября на базе Мордовского государственного педагогического института будет организована Всероссийская конференция «Педагогическое образование: новое время – новые требования». Мы обязательно будем в ней активно участвовать. В рамках конференции пройдет презентация Мордовского центра подготовки учителей. На мой взгляд, у нас большие шансы стать таким центром в рамках Южного федерального округа, поскольку мы действительно один из самых сильных педагогических вузов этого большого региона. Когда центры реально заработают сказать трудно, поскольку этот процесс тесно связан и с реализацией Федерального закона № 83, который направлен на изменение статуса, в том  числе, и образовательных учреждений и понятно, что создание или преобразование существующих должно учитывать все прописанные в законе положения.

– 5 октября мы отмечаем профессиональный праздник День учителя и празднуем 18 лет со дня присвоения вузу статуса университета. Каковы на Ваш взгляд главные достижения этого периода и Ваши пожелания коллективу университета и его студентам?

– Я думаю, со мной согласятся все читатели нашей газеты, что за годы своей истории университет прошел яркий путь и будучи в статусе института, и в статусе университета. Мы отмечены многими государственными наградами, мы получили общественное признание, были инициаторами масштабных акций в области педагогического образования, которые на долгие годы определяли вектор его развития. И сегодня мы относимся к учреждениям высшего профессионального образования, которые крепко стоят на ногах и нацелены на развитие. Для этого у нас есть все основания: вуз расширяет материально-техническую базу, у нас динамично развивается наука, в университете работает сильный профессорско-преподавательский состав и учатся самые талантливые, умные студенты.

В канун Дня рождения университета я с благодарностью вспоминаю многие поколения наших преподавателей и сотрудников, которые писали  славные страницы истории вуза. Светлая память ушедшим, низкий поклон им за вложенный труд, а ныне здравствующим ветеранам искренне желаю благополучия, крепкого здоровья. Они могут быть уверены, что университет сегодня в надежных руках очень умной талантливой молодежи. Свой день рождения мы встречаем в хорошей профессиональной форме, мы активно участвуем в решении масштабных профессиональных задач, поставленных развитием современного общества. Безусловно, успех в их решении возможен лишь тогда, когда над ними сплоченно трудится весь коллектив, когда каждый профессионально и творчески подходит к выполнению своей работы, делая ее с любовью.

Я всех поздравляю с праздниками – и с Днем Учителя,  и с Днём рождения университета. Желаю всем доброго здоровья, благополучия, плодотворного творческого поиска, чтобы все наши планы общими усилиями становились реальностью в повседневной жизни. Очень хочу, чтобы 5 октября наши уважаемые педагоги, сотрудники университета надели все свои награды, и студенты еще раз убедились в том, у каких замечательных учителей они учатся, что им есть с кого брать пример и к чему стремиться.

С праздником, дорогие коллеги!

Беседовала Ирина БАРКОВА,

редактор газеты «Учитель».

Реклама

Entry filed under: От первого лица.

Первый раз – в первый класс Абитуриентов нам хватило!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: