Откуда берутся имамы?

Октябрь 17, 2010 at 11:18 дп Оставьте комментарий

Основы православной культуры – учебный предмет, включённый Министерством образования и науки РФ в школьную программу (IV четверть 4-го класса и I четверть 5-го класса средней общеобразовательной школы). Сегодня он преподается  экспериментально в 19 регионах России в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». При успешной реализации эксперимента планируется сделать его обязательным во всех регионах с 2012 г. Заявленная цель предмета – ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет представлен Минобрнауки как светский; преподавание планируется поручить светским педагогам.

Волгоградская  область пока не попала в эксперимент. Какова главная цель, задачи предмета, какими должны быть методические материалы и учебники? Каким, наконец, должен быть педагог, преподающий новый предмет, должен ли он быть верующим человеком? Эти и многие другие вопросы волнуют волгоградских педагогов уже сегодня. За круглым столом в редакции газеты «Вечерний Волгоград» собрались педагоги города, руководители школ, специалисты сферы образования, представители духовенства, размышляющие на эту тему, ищущие свои ответы на эти вопросы.

Л.И. Коротенко, директор центра «Славянка»:

«В 90-е годы легче было, чем сейчас. Дорога длиною в 20 лет заставила задуматься. Я считаю, что «Основы религиозных культур» – вредоносная вещь, ибо в предложенных материалах совсем нет дидактической основы, не принимается во внимание возраст обучающихся. Уважать чеченов, как призывает эта методическая литература  – это одно, а доказать, что они самобытный народ – другое. В учебнике даны 208 терминов, которые должны выучить пятиклассники».

Заметим, что официальным является учебник «Основы православной культуры», созданный кандидатом философских наук, профессором Московской духовной академии, протодиаконом Андреем Кураевым. Также Кураевым подготовлено поурочное чтение для этого курса. Из шести модулей, образующих курс «Основы религиозных культур и светской этики», четыре модуля – основы православной культуры и других религиозных культур – с самого начала были отданы конфессиям. Учёные не принимали участия в написании этих модулей, научная экспертиза не была встроена в процесс подготовки авторских текстов.

Какова вообще цель введения этого предмета? С таким вопросом обратился к коллегам С. Н. Цыганков, директор МОУ СОШ №7 Центрального р-на, который сказал:  «Церковь формирует некий приход –  это ее задача, но школа не живет по законам церкви. Предлагаемый курс – это лишь рассказ о том, как быть православным, но вряд ли этот курс позволит нам воспитать поистине православных людей.  Толстой говорил: «Педагогика – наука хитрая, наука о том, как неграмотные и невоспитанные люди пытаются воспитать грамотных и воспитанных людей». Возникает вопрос: нужно ли готовить специального педагога для этого предмета? Он должен быть верующим, ведь если он не будет верить сам в то, что он говорит, он будет говорить неправду».

Принимавший участие в беседе иеромонах Христофор (Казанцев), руководитель методического кабинета Волгоградской епархии ответил так: «Почему в Чечне, в Татарстане есть религиозные школы, а у нас нет? Воспитание не должно восприниматься отстраненно от процесса обучения. Навязывание это или не навязывание? Педагогический процесс всегда сопряжен с формированием нравственных идеалов: патриотических, исторических. Мы же не просто рассказываем, мы формируем мировоззрение. Когда говорят об основах религиозных культур, я  считаю, что 6 образовательных модулей выработали с учетом соблюдения политкорректности. Ведь посмотрите, вопрос введения этой дисциплины задевает только православных, а остальные конфессии, представленные на территории нашей области, воспитывают в вере своих детей в собственных семьях, не ждут участия школы; евреи вообще используют только присланную с исторической родины методическую литературу. Дискуссию по вопросу нужен ли предмет или нет, затевают те, кто настроен оппозиционно. В этой связи я часто говорю об инкультурации – о приобщении к высшим формам культурной деятельности.

К вопросу о качестве педагогических кадров. На мой взгляд, не принципиально, будет он верующим или нет, он должен знать, что он говорит, должен знать предмет. Согласитесь, в образовании должна быть усилена гуманитарная парадигма. В гуманитарной педагогике предмет «Основы религиозных культур и светской этики» мог бы стать системообразующим».

С.В. Солодкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ВГПУ говорила об утрате интенциональности в молодежной среде. «Признак воспитанности – диалогичность, если ребенок открыт для общения, он готов к восприятию знаний. В нем должно быть заложено стремление к совершенству.  Что мы имеем сегодня? Выпускник не думает о будущем – это за него делают родители. Я проводила рейтинг ценностей и устремлений учащихся: на первых позициях оказались материальные блага, ценности семейного плана – на 4-5 позициях.

Что касается обсуждаемых вопросов, я для себя выработала четкую позицию. Я преподаю в светском заведении, я не проповедник и не богослов,   моя миссия просветительская. За ответами на вопросы, на которые я не могу ответить, отсылаю в церковь. Согласитесь, навредить можно везде, если учитель не профессионал. Семьдесят лет, при которых не только церковь была закрыта для общественности, но вход в религию был закрыт, а доступ к текстам отсутствовал, не прошли бесследно. Если бы я в свое время прочла «Хроники Нарнии», сколько бы открылось мне уже в детстве! Проведя опрос после окончания моего курса «Основы православной культуры», я заметила, что большинство студентов согласились с тем, что такой предмет нужен, а ведь придя со школьной скамьи неподготовленными, многие из них считали, что этот предмет лишний в обойме прочих знаний. Молодые отдалены сегодня от духовных ценностей. Они не просто индифферентны, они настроены отрицательно, они живут картиной мира, созданной масс-медиа. Надо начинать такое образование уже в школах».

Л.И. Коротенко: «Но ведь этот курс рассчитан для детей 4-5-х классов. Учебные пособия дидактически и методически неграмотно составлены».

С.В. Солодкова: «Чтобы написать хорошие учебники, надо с чего-то начать. Это сложный компонент, легко он не формируется».

С.Н. Цыганков: «У меня есть ощущение, что все, что государство не доделало в обществе, оно возложило на школу. Несмотря на обширную методическую литературу, учитель не вооружен технически. У нас талантливых учителей мало, их имена известны всем. Считаю, что преподавать этот предмет должен учитель другой формации. Мы сегодня не готовим учителей ни методически, ни морально к преподаванию такой дисциплины».

С.В. Солодкова: «Значит надо готовить. В Академии повышения квалификации мы давно ведем курс для педагогов «Основы православной культуры», который инициировал В.И. Супрун. Важно, чтобы в этот процесс активно включились историки, лучшие методисты, представители разных духовных конфессий, а Комитет по образованию должен стать координирующим центром».

О.В. Лосева, председатель городского методического объединения учителей по духовно-нравственному воспитанию, учитель русского языка и литературы МОУ лицея №10: «Нам в лицее нет возможности ждать, когда придет идеальный педагог. Да, и у меня бывают ситуации, когда я показываю перед детьми незнание чего-либо, но я извиняюсь и ищу ответ вместе с ними. Считаю, что такой предмет сегодняшней школе нужен».

Минобрнауки РФ и Общественная палата обещают внимательно следить за тем, чтобы регионы не навязывали школьникам какую-то одну дисциплину в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», чтобы права детей, представляющих религиозные меньшинства, не ущемлялись, а светская суть предмета не подменялась религиозным воспитанием.

Елена МАЛАЯ, пресс-центр ВГПУ

 

Реклама

Entry filed under: Размышляем вместе. Tags: .

Картинки с выставки Любовь моя, землеведение!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: