Как начиналась наука

Октябрь 21, 2010 at 10:50 дп Оставьте комментарий

Сталинградский педагогический институт начал свою деятельность в 1931 году. Выполняя свою основную задачу по подготовке педагогических кадров, в институте велась и научно-исследовательская деятельность. Первые шаги были робкие, преподавателей с учеными степенями в вузе не хватало. Но немногочисленная профессура по мере возможностей занималась наукой, привлекая к своим исследованиям молодых преподавателей и студентов СГПИ. Среди таких ученых были профессора: В.А. Брим, А.С. Синявский, Ю.А. Иванов, И.П. Гиляровский, Г.Е. Меерсон и др.

До 1938г. научные конференции проводились эпизодически, но преподаватели активно участвовали в написании новых учебников, методических пособий. Так, под руководством профессора  Ю.А. Иванова в 1936 г. были разработаны и опубликованы карты и атласы по древней и средней истории для школ Нижневолжского края. К концу 1930-х годов в СГПИ научная работа стала постоянной, более организованной. В 1938 г. при кафедре русского языка открылась очная и заочная аспирантура, в 1939г. был выпущен первый сборник научных работ преподавателей института.

Научно-исследовательская деятельность Сталинградского педвуза не оставалась без внимания местной прессы того периода. Об этом свидетельствует статья К. Кента в «Сталинградской правде» от 06.06.1939 г.

«Научные работники педагогического института

Комитетом по делам высшей школы при Совнаркоме СССР утверждены в звании доцентов  преподаватели Сталинградского педагогического института: по кафедре русской литературы тт. Дортгольц и Шульман и по кафедре зоологии т. Верин. Преподаватель географии т. Каргалова защитила диссертацию на степень кандидата географических наук.

Над кандидатскими диссертациями работают ещё 15 преподавателей. 13 человек заканчивают работу по кандидатскому минимуму. Профессор русского языка т. Беляев и профессор математики  т. Турчанинов защищают в этом году докторские диссертации.

Среди диссертаций много весьма важных работ, имеющих крупное научное и практическое значение. Так, т. Верин изобрёл способ лечения долго незаживающих открытых ран. Это открытие получило высокую оценку в Ленинградской военно-медицинской академии. По отзыву доктора медицинских наук т. Васильева открытие т. Верина имеет огромное оборонное значение».

В послевоенные годы широкий размах приобретает студенческая научно-исследовательская работа. При кафедрах создаются научные кружки, в 1949-1950 учебном году организовано студенческое научное общество (СНО), ежегодно стали проводиться студенческие научные конференции. В 1954г. вышел первый сборник студенческих работ. Конечно, достижения молодых ученых не оставались без внимания общественности. В своей статье «Кузница педагогических кадров» в газете «Сталинградская правда» от 03.07.1948 г. директор СГПИ

И.А. Фурсенко, рассказывая об общем положении дел в нашем институте, уделил большое внимание студенческой науке:

«Наличие в институте студенческого научного общества и множества научных кружков по различным отраслям знаний, работающих под руководством ученых, создает благоприятные условия для выявления научных наклонностей студентов и развития их дарований.

В текущем году принимало участие в научных кружках около 100 студентов, из числа которых более 20 человек представили результаты своих исследований к научной студенческой конференции, проходившей весной этого года. Студенты, представившие наиболее выдающиеся работы (Фоменко Б., Крюков В. и Крюкова К.), приглашены со своими докладами на Всероссийскую студенческую конференцию, которая будет проходить в Москве 5-го июля 1948 г.

Огромное и плодотворное влияние на пробуждение научных интересов у студентов и всестороннее развитие их способностей, своеобразие самой структуры педагогического института, где готовятся специалисты физики и математики, историки и литераторы, языковеды и географы, естественники и химики, зоологи и ботаники. Все это не может не способствовать общему культурному росту студентов и удовлетворению их обширных научных запросов».

Многие активные участники студенческих научных объединений того времени,  защитив диссертации, стали известными учеными, работали и работают в вузах не только г. Волгограда, но и далеко за его пределами (А.В. Цыганков, Н.И. Першин, А.И. Смирнов, Н.И. Бабкин, Б.А. Мишин, П.П. Мочалова и многие др.).

Ученые Сталинградского государственного педагогического института стояли у истоков становления сталинградской науки. Были первопроходцами в развитии сталинградского телевидения (П.П. Орлов, Э.С. Попов), археологии края (В.И. Мамонтов). В рамках государственной космической программы наблюдали за искусственным спутником Земли, а первыми руководителями Сталинградской обсерватории стали доценты И.Е. Клименко и Б.Д. Фоменко.

Преподаватели СГПИ принимали активное участие в научно-исследовательских программах Сталинградской области (М.М. Самбикин, Н.И. Нефедов, Л.М. Орлов, Б.Ф. Райский и др.).

Более подробно познакомиться с историей развития науки в СГПИ можно в музее истории ВГПУ.

Наталья Васильевна ШИРО, заведующая музеем истории ВГПУ

Advertisements

Entry filed under: К 80-летию ВГПУ. Tags: .

Удовольствие учиться ПриЗвание

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: