Родителям нужен свой университет

Октябрь 21, 2010 at 10:40 дп Оставьте комментарий

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

Л. Толстой

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли – ребенок, ученик, работник, родитель. Детство, отрочество и юность – это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. И как важно, чтобы в эти годы рядом с взрослеющим человеком был любящий родитель, опытный педагог. Кому-то повезет и самый близкий человек – мама – окажется лучшим советчиком, добрым другом, подскажет верный жизненный курс и не ошибется…

Елена Сергеевна Евдокимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления педагогическими  системами.

Елена Сергеевна Евдокимова

В 1989 г. с отличием закончила факультет дошкольного воспитания Ульяновского государственного педагогического института. В этом же году стала  ассистентом кафедры дошкольного воспитания. В 1996 г. защитила диссертацию на тему  «Формирование гуманистической направленности у детей дошкольного возраста  (3–7 лет) в процессе изобразительной деятельности». В 1997 г. получила звание доцента. Опубликовано более 60 научных и учебно-методических работ.  Лауреат премии города-героя Волгограда и области за проект «Разработка и применение здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении», научный руководитель регионального проекта «Воспитание маленького волжанина», руководитель научно-исследовательской  лаборатории проблем образования родителей.

Пришла в профессию благодаря совету мамы – воспитателя, а затем заведующей детского сада. После окончания Волгоградского педучилища совмещала работу воспитателем в детском саду и заочное обучение в Ульяновском государственном пединституте. В собственной семье также сохранила преемственность в педагогической деятельности: дочь также работает в сфере «человек-человек», тренируя людей от 7 до 70 лет в конно-спортивном клубе.

– Новые образовательные стандарты начальной школы предполагают  триединство: ребенок-семья-общество. Когда, на ваш взгляд, родители были более вовлечены в образовательный процесс: в период вашего профессионального становления или в настоящее время?

– И в прошлые годы были родители, которые активно включались в образование ребенка уже на пороге детского сада. Другое дело, что сегодня это становится насущной необходимостью. Ныне многие родители  имеют представление о  процессе обучения, устремлены к теме воспитания как к процессу приобщения ребенка к ценностям культуры, небезразличны к тому, что сегодня происходит в образовании. Эти родительские желания нужно подхватывать, потому что объединение ресурсов позволяет больше дать ребенку, определить хороший старт, поскольку сегодня образование – это включение  в жизнь и научение самой жизни. Личностно-деятельностный подход ориентирован на то, чтобы ребенок успешно решал жизненно важные задачи. При условии, что мы направляем родителей, умеем выстраивать с ними сотрудничество, мы приобретем хорошие ресурсы. Таким образом, ребенок получает сегодня то, что ему понадобится завтра.

– Вы уверенно излагаете позицию родителей, Вы с ними активно сотрудничаете?

– Я лично веду постоянное сотрудничество с родителями, а наша научно-исследовательская лаборатория проблем образования родителей на протяжении 8 лет изучает современную семью, отношения мам-пап к учебно-воспитательному процессу в саду, в школе. Нам удалось изучить их потребности и способности, мы поняли, что если мы к ним внимательны, то и они с огромным желанием идут на сотрудничество. Важно помнить, что первый шаг всегда за нами – педагогами. Наши исследования показывают, что постоянное внимательное, поддерживающее сотрудничество с родителями позволяет привлечь к воспитательно-образовательному процессу большое число родителей.

В рамках наших исследований мы реализуем разные проекты, в этом учебном году завершается региональный образовательный проект по построению и внедрению в практику программы, ориентированной и на детский сад, и на семью, в перспективе – на начальную школу. Его цель –  воспитание гражданина, активно познающего природное, культурное наследие своего родного края.

История проекта такова: в 2001 г. я и несколько моих коллег стали лауреатами премии города-героя Волгограда за разработку инновационных технологий в сфере оздоровления детей. Тогда я задумалась – а что я могу еще сделать для своего родного края? Так родилась идея изучить систему гражданско-патриотического воспитания в нашем городе. Проделав эту работу, я поняла, что тот подход, который существовал ранее, не отвечает современным требованиям. Следует  использовать все достижения передового педагогического опыта, чтобы обновить систему воспитания, придать ей вектор в сторону гражданской позиции, сделать акцент на развитие самостоятельности, ответственности ребенка, привлечь к этому родителей в главной степени потому, что именно родители являются носителями культурно-исторического наследия.

К нашей инициативе присоединились города Волжский, Фролово, Петров-Вал, Дубовка, Камышин. Сегодня наше сообщество составляет 25 образовательных учреждений: 16 экспериментальных площадок и учреждения-спутники. На 2-х региональных педагогических чтениях, которые недавно прошли в нашем городе, мы представили результаты этого проекта: это, прежде всего, региональная программа «Воспитание маленького волжанина», направленная на изучение, постижение природы, истории, искусства родного края, а также методический комплекс, который  позволяет решать задачи в условиях семьи и образовательного учреждения, технологии. Готовя к изданию научные разработки, мы обнаружили, что работа, начатая в начале 2002 г. предопределила идеи, которые во многом  легли в основу новых образовательных стандартов. Наша программа полностью отвечает требованиям новых стандартов.

– Где программа может применяться?

–Эта программа ориентирована на дошкольные образовательные учреждения, а также может использоваться в дополнительном образовании детей: реализовываться в кружках, секциях; ее можно использовать и в дополнительном образовании. Мы попробовали в г. Фролово такую форму, как концерты семейного воскресного абонемента. Малый город нашего региона не обладает такими возможностями как областной центр, но и здесь есть музыкальные, художественные школы, центр детского творчества. Объединив ресурсы разных учреждений культуры, мы сформировали программу. Сначала это был только концертный абонемент, а спустя два года мы ввели в программу творчество местных композиторов, художников, литераторов. Сформировали ежемесячные абонементы, ориентированные на знакомство с театром, изобразительным искусством,  музеями, музыкой. Мы посчитали, что за 6 лет абонементами воспользовалась треть населения города. Кроме того, четыре года назад мы стали проводить и семейные ассамблеи, нацеленные на развитие открытого общения между семьей, педагогами детского сада и учреждений дополнительного образования и культуры. У родителей появилась возможность не только перенять опыт у профессионалов, но и поделиться своим: участвовать в выставках, мастер-классах, провести презентации. Подобная деятельность очень сильно обогащает и гармонизирует отношения педагогов и родителей.

Мой опыт служения делу образования показывает, что все современные технологии и системы останутся мертвыми, если Личность не одушевит их. Если педагог вдохновлен идеей, то он вдохновит и ребенка. То же можно отнести и к родителю. Мне очень близки некоторые аксиомы гуманной педагогики: «Благородный человек воспитывается благородным человеком, любовь воспитывается любовью». Если мы хотим привнести что-то в образовательный процесс, мы должны сами быть носителями этого.

В новых образовательных стандартах очень детально представлен портрет современного педагога, качества, коими он должен обладать, чтобы воспитать патриота, гражданина России. Но в этих же документах ничего не сказано о том, что ребенок приходит в школу с уже сформировавшимися некими убеждениями. Нет ли здесь несогласованности между результатами деятельности дошкольного образовательного учреждения и школой?

– Я согласна, что не встраивать линии преемственности – значит, обрекать решение многих задач на невыполнение. Ребенок, конечно же, не рождается в 7 лет, к  1 классу он уже проживает огромнейший период своей жизни. Школьные педагоги не должны пренебрегать тем, что ребенок уже имеет, что уже в него вложено. Педагогам начальной школы и дошкольного образования нужно внимательней относиться к общему делу, связующим звеном между этими двумя учреждениями является семья. И если семья отслеживает процесс дошкольного образования ребенка, то ей будет проще взаимодействовать с его первыми учителями. Именно родители должны подсказать, что ребенок уже знает и умеет, к чему у него есть мотивация. Работа ближайшего десятилетия должна строиться именно на идеях сотрудничества всех, кто участвует в образовательном процессе.

Получается, что и родителей стоит воспитывать?

– Родители должны воспитывать себя на протяжении всей жизни. «Выигрывает» тот ребенок, который видит рядом с собой образованных родителей и педагогов. Упрек в том, что родители не хотят посещать лектории или собрания, педагог должен адресовать себе. Следует понять, что важно и интересно родителям, когда они больше всего хотят заниматься образованием. Наши исследования показали, что чаще всего родители идут на контакт с педагогами, когда им трудно. Это периоды переходов ребенка из семьи в детский сад, из сада – в начальную школу.

Для родителей мы стали создавать вариативной образовательное пространство. Если родитель не может присутствовать в детском саду или школе, но с удовольствием потратит время на посещение сайта о семейном образовании – мы должны дать ему такую возможность. Кто-то может выбрать семейную студию, где вместе с ребенком научится рисовать, лепить из глины, заниматься аппликацией; кто-то предпочтет спортивную секцию. Мне известны родители, которые с огромным удовольствием занимаются вместе с ребенком театральной деятельностью.

Объективно оценивая ситуацию, мы видим, что сегодня существуют два типа образовательных учреждений: те, которые открыты для диалога и сотрудничества и закрытые учреждения. Они попросту не имеют опыта этой открытости, сегодня это – большая роскошь. Когда-то для педагогов старой формации общение с родителями ограничивалось двумя часами лекций. Даже на психологических факультетах обучение сводится к 36, в лучшем случае к 72 часам лекций, а ведь ныне необходим высокий уровень по-настоящему научной осведомленности по этому вопросу. Педагогам следует показать, как надо выстраивать диалог. Важно осуществлять помощь через систему повышения квалификации, через курсы и семинары в колледжах, ориентированных на подготовку педагогов.

– Что бы вы посоветовали родителям, которым сложно наладить контакт с педагогами?

– Исходя из своего материнского опыта и научных наблюдений, я делаю вывод, что не всегда усилия родителей по установлению контакта ведут к результату. Я бы рекомендовала родителям выбирать образовательное учреждение, исходя из знаний о его имидже, пропагандируемых идеях, о личностях, которыми оно знаменито.

­– Вы учите своих студентов быть Личностями?

– Они, бесспорно, уже состоявшиеся личности. Главная цель педагога, как я ее понимаю, – продемонстрировать различные образы учителей, дать понимание того, к каким отношениям с учениками может привести выбранная будущим педагогом мировоззренческая позиция. Задача студента – принять тот или иной образ. Я, конечно, ориентирую своего студента, прежде всего, на образ гуманного педагога.

– Возможна ли реализация идей и принципов гуманной педагогики, в частности, разработок популярных ныне авторских школ на образовательных площадках нашего города?

– Думаю, да. И региональное представительство общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики», которое открылось ровно год назад и которое я возглавляю, радеет за открытие таких «школ жизни», как их называет Ш.А. Амонашвили. Основной принцип их работы – чтобы сама жизнь учила ребенка, каким ценностям служить, но если педагог не воспринимает ребенка как самоценную личность, то принять другие ценностные установки школы жизни будет сложно. Наша работа в этом плане продвигается успешно. Одна из образовательных площадок – лицей №9 Дзержинского района – запустила проект, направленный на реализацию идей гуманно-личностного подхода.

– Что в планах Центра гуманной педагогики?

– Проект, посвященный воспитанию гражданина, патриота, полностью выстроенный на реализации гуманно-личностного подхода, заложил зерно нового дела – создания университета для родителей на базе ВГПУ.

Всех заинтересованных приглашаю посетить наш сайт, где мы знакомим родителей с нашими достижениями и предоставляем полезную для них информацию.

Елена МАЛАЯ, Ангелина АЛЕКСАНДРОВА,

пресс-центр ВГПУ

Advertisements

Entry filed under: Собеседник. Tags: .

Поздравляем юбиляров! Удовольствие учиться

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: