Удовольствие учиться

Октябрь 21, 2010 at 10:44 дп Оставьте комментарий

«Учить учиться» – этот девиз написан на гербе нашего университета. Но что это значить – уметь учиться? Учит ли наша школа учиться, то есть учить себя – осознанно и осмысленно идти к освоению высот человеческой культуры? Каким должно быть образование, чтобы это стало возможным? Эти вопросы вот уже несколько десятков лет продолжают волновать многих учителей и ученых, которых объединяют идеи развивающего обучения – образовательной системы, разработанной коллективом психологов и педагогов под руководством выдающего отечественного ученого Василия Васильевича Давыдова. В этом году Василию Васильевичу исполнилось бы 80 лет.

Василий Васильевич Давыдов

До работ В.В. Давыдова в педагогике и психологии было принято считать, что в младшем школьном возрасте детям еще недоступно постижение основ наук, а главное – тех форм мышления, которые обеспечивают возможность теоретического отношения к действительности. Теоретическое мышление ориентируется не на решение одной конкретной задачи, а на поиск таких способов, которые позволяют решать сразу целый комплекс задач, имеющих нечто общее в своей сути. А сами задачи могут быть разными – не только такими, которые включаются в школьные учебники, но и теми, что ставит перед нами сама жизнь. Многолетняя экспериментальная работа, которая проводилась под руководством В.В. Давыдова, самым убедительным образом показала – создать образовательную среду, в которой уже младшим школьникам становится доступным освоение и основ теоретического мышления, и умения самостоятельно учиться, возможно.

Такая работа не могла быть простой. В биографии Василия Васильевича были и успехи, и широкое признание, и горечь непонимания, и гонения. С 1973 по 1983 годы он являлся директором НИИ ОПП АПН СССР (сейчас Психологический институт РАО). Это время было продуктивным не только для системы развивающего обучения. Достаточно сказать хотя бы о лекциях М.К. Мамардашвили, Л.Н. Гумилева, на которые в Психологический институт стекалась вся интеллектуальная Москва. Но свободомыслие не могло остаться незамеченным, и в 1983 г. начались гонения ученого, которые не остановили его научной деятельности. В 1989 г. снова признание – В.В. Давыдова избирают вице-президентом АПН СССР (с 1992 г. – РАО), а его коллективу за разработку системы развивающего обучения в 1997 г. присваивают премию Президента РФ в области образования.

В фокусе проблем, волнующих сегодня последователей В.В. Давыдова, не только развитие мышления, но и становление человека как субъекта своей жизни, развитие и рост личности в образовании на всех его этапах. Актуальность идей ученого подтверждает и тот факт, что этой осенью пройдут сразу три международные конференции, посвященные его юбилею.

По программам развивающего обучения работают некоторые школы г. Волгограда и области, есть последователи идей В.В. Давыдова и среди преподавателей нашего университета.

P.s. При подготовке использованы материалы портала «Развивающее образование» (http://www.interro.ru/), на котором создан раздел, посвященный В.В. Давыдова.

Ольга Петровна МЕРКУЛОВА,

доцент кафедры психологии образования и развития

Advertisements

Entry filed under: Научная среда. Tags: .

Родителям нужен свой университет Как начиналась наука

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: