«Закон об образовании» – экзамен пока на «троечку»

Ноябрь 26, 2010 at 3:25 пп Оставьте комментарий

Явно обозначившийся в последние годы разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением стал существенным основанием для разработки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Иван Лобанов сообщил, что обсуждение нового закона продлится до 1 февраля 2011 года в соответствии с поручением Президента Дмитрия Медведева. Общественное обсуждение законопроекта призвана обеспечивать комиссия Российской академии наук во главе с академиком РАН Александром Яковлевым.

Обсуждаемый документ, опубликованный на сайтах Минобрнауки и Общественной палаты РФ, содержит свыше 400 страниц, интегрирует содержание двух законов («Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года) и включает нормы по всем уровням образования – от дошкольного до высшего профессионального, от дополнительного школьного до дополнительного послевузовского образования. По заверениям чиновников Министерства образования и науки  РФ, ознакомиться с переработанным вариантом законопроекта можно будет к 1 декабря 2010 года на портале http://www.zakonoproekt2010.ru.

Законопроект очень активно обсуждается профессиональным сообществом в Интернете, без упоминания о законе не проходит ни один научный форум в образовательной среде.

Мы тоже решили включиться в процесс обсуждения проекта закона и изложить мнение специалистов региона на страницах нашего корпоративного издания. Открывает работу нашего заочного круглого стола Светлана Вячеславовна КУЛИКОВА, заместитель заведующего по научной работе кафедрой педагогики ВГПУ:

Особенность нового закона об образовании заключается в том, что к работе над его проектом привлечен Союз ректоров России, представители лучших вузов. Уже в названии закона заложена характеристика, определяющая его как интегрированный законодательный акт об образовании. Не может не радовать, что новый закон реагирует на изменения, произошедшие в социально-экономической сфере за последние тридцать лет, модернизируя предыдущий закон и сопутствующие ему нормативные документы. Например, в нем будут уравнены права государственных и негосударственных образовательных учреждений, в т.ч. финансовые. Большие перемены ожидают дошкольное образование. Закон значительно упрощает процедуру открытия детских мини-садов и получения разрешения на образовательную деятельность. Если закон примут, то открыть детский сад для 30-40 детей на первом этаже жилого дома будет гораздо проще, чем сегодня. Возможно, это разрешит кризисную ситуацию, сложившуюся с детскими садами.

– Закон предусматривает различные формы обучения, методики, обучающие программы, между тем система оценки знаний при этом едина для всех – ЕГЭ. Нет ли здесь противоречия?

– За время применения ЕГЭ выявлены и болевые точки, и позитивные моменты. Я считаю, что выпускнику школы лучше сдать экзамен один раз, а затем иметь право многократно поступать в различные учебные заведения.

– Но ведь до сих пор обсуждается вероятность отойти от формы ЕГЭ при оценивании знаний в гуманитарных дисциплинах.

– Меня как историка совершенно не удовлетворяют формы оценки и контроля знаний, которые сегодня применяются по гуманитарным предметам. История и обществознание в первую очередь призваны формировать мировоззрение учащихся. А как мы можем понять по тестам, сформировано оно или нет, каковы ценностные установки у школьника? Если мы говорим о формировании духовно-нравственных качеств личности, то тестовая форма просто неприемлема.

– И Вы не одиноки в своем суждении, а в законе ЕГЭ прописан.

– Мы с вами являемся свидетелями принятия ФГОС, с которыми многие тоже не согласны. Тем не менее, ФГОС начального образования уже приняты. Разработчикам концепции духовно-нравственного развития и воспитания российского школьника было задано много вопросов и высказано достаточно критических замечаний со стороны и педагогов, и родителей, и академиков, и специалистов, занимающихся вопросами воспитания. Однако в итоговом варианте разработчики стандартов эти замечания так и не учли. Налицо проблема взаимосвязи законотворческих органов с социумом и обычной невнимательности к голосу педагогического сообщества. Нам ещё нужно формировать и уважительное отношение к общественному мнению, и цивилизованное обсуждение законов.

Как Вы расцениваете, что закон допускает возможность осуществления образовательной деятельности в такой организационной форме как индивидуальное предпринимательство?

– С идеальной точки зрения, если речь идет о человеке, любящем детей, имеющем базовое педагогическое образование, ставящем перед собой социально значимые задачи, почему бы и нет. Если мы хотим жить в правовом цивилизованном обществе, то надо открывать возможность честно зарабатывать представителям всех профессий. Сегодня выпускники нашего вуза работают не только в системе образования, но в разных общественно значимых сферах и достигают высоких результатов. Это происходит не только в силу высокого качества образования, а также по причине низкой оплаты труда учителя. Хорошо, если у педагога, который не смог реализовать себя в государственном образовательном учреждении, откроется перспектива создать рабочее место для себя и своего коллеги, открыв собственное образовательное учреждение.

– Как изменится высшая школа после принятия закона?

– В законе большое внимание уделяется организации обучения разных социальных категорий граждан. Он провозглашает необходимость создания условий для обучения инвалидов и организации интегративного обучения с их последующим трудоустройством. Также обучающиеся, которые проявили выдающиеся способности, показали высокие результаты научно-исследовательской деятельности, не только подлежат премированию, но и должны быть наделены стипендиями для обучения за рубежом в каком-либо европейском вузе. Для одаренных детей должны быть созданы такие условия и так прописаны индивидуальные планы, чтобы научно-исследовательская деятельность стала обязательным компонентом их образовательной подготовки и оценивалась научным сообществом. Как тут не вспомнить тот факт, что в университетах дореволюционной России ежегодно трёх самых выдающихся студентов награждали золотыми медалями?

Вызывает обеспокоенность статья об образовательных программах, поскольку разработка учебных программ и УМК ложится на плечи профессорско-преподавательского состава. В нашем университете уже сформированы творческие группы для работы по новым стандартам. Негативным моментом, думаю, здесь является то, что право вуза распределять квоты на учебные дисциплины самостоятельно, может вызвать нездоровую конкуренцию среди кафедр, т.к. увеличение количества часов на практику произойдёт за счёт сокращения  аудиторных занятий.

– Какие споры и разногласия вызывает закон в научных кругах?

– Как историк могу сказать, что все реформы и модернизации в России всегда упирались в две стены. Первая – это чисто декларативный характер законов, неподкреплённых инструментами и механизмами реализации, которые затем самостийно разрабатываются на местах. К примеру, предполагается, что талантливому студенту вуз будет оплачивать обучение за рубежом. Возникает вопрос, на самом ли деле европейское образование получит выдающегося студента или за рубеж поедет сын какого-нибудь чиновника, бизнесмена? Второе – отсутствие материально-технической базы. Будет ли все хорошее в законе подкреплено финансами и основательной материально-технической базой? Ведь что говорит закон сохранения вещества? Если где-то взяли, то в другом месте убыло! За счет чего создадут эту базу? Может, за счет того, что оставят 250 вузов в стране, которые будут финансироваться федеральным бюджетом, а судьба остальных будет решаться региональной и муниципальной властями. Вместе с тем, вуз, оставшийся без финансирования, по закону может вести предпринимательскую деятельность, сдавать помещения в аренду, словом, выживать.

– Таким образом государство подстраховалось?

– Да, хоть весь первый этаж сдавайте под детский садик, собирайте с родителей деньги и на эти средства готовьте специалистов, которые, может быть, в вашем регионе и нужны.

И еще я не увидела региональной, национальной специфики. Цель высшего образования – подготовка кадров для инновационно развивающейся России, а если говорить о запросах регионов или отдельных национальных меньшинств? В общем, поживём – увидим, нам россиянам не привыкать.

Беседовала Елена МАЛАЯ, пресс-центр ВГПУ.

Advertisements

Entry filed under: Дискуссия. Tags: .

Готовимся к принятию нового коллективного договора Как изменилась ваша жизнь после победы в конкурсе на соискание звания потанинского стипендиата?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: