Уйдет ли «стихийное» из нашей жизни?

Ноябрь 26, 2010 at 3:55 пп Оставьте комментарий

«Теперь поэзия – это такое милое рукоделие. В России, правда, престиж этого рукоделия все еще чуть выше, чем на Западе».

Тимур Кибиров

Надежда Евгеньевна Тропкина, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Волгоградского государственного педагогического университета. Она – организатор и идейный вдохновитель межвузовского  конкурса студенческой поэзии «СтихиЯ».

Выпускница филологического факультета ВГПИ замечает, что особой разницы между прошлыми и нынешними студентами нет: «Только раньше круг студентов, которые по-настоящему упорно и увлеченно учились, был шире. И тогда, и сейчас был интерес к поэтическому творчеству.  Когда в наш институт приехал Роберт Рождественский, попасть на его выступление было достаточно сложно: актовый зал был заполнен студентами всех факультетов.  Я, правда, не могу назвать поэта, который сегодня мог бы так же заинтересовать нынешних студентов».

Надежда Евгеньевна, конкурс молодых поэтов «СтихиЯ» – уникальное в нашем городе явление. Почему идея его создания родилась в стенах именно педуниверситета?

– В 2002 году в канун 50-летия филологического факультета мы задумали провести конкурс среди поэтов факультета. Событие вызвало такой интерес, что в следующем году участие в нем приняли и студенты других факультетов, а уже через год конкурс стал межвузовским и обрел свое название – «СтихиЯ». Сейчас уже сложно назвать вуз, который еще не принимал участия в этом конкурсе. Выступали со своими стихами «технари», и медики, и студенты  из  коммерческих институтов…

За 9 лет накопился такой обширный материал,  что просто грех не издать собственный сборник. Но для этого нам, конечно, нужна поддержка, а прежде всего – наша собственная серьезная инициатива. Издание такого  альманаха стало бы и для молодых поэтов, которыми гордится педуниверситет, и для самого конкурса знаковым событием. Многие из авторов «выросли» на «Стихии»: когда-то впервые публично прочли свои произведения у нас, а сейчас уже входят в жюри конкурса.

Не все стихи допускаются до финала. Каковы критерии отбора?

– Они одновременно  просты и сложны: если поэт талантлив и самобытен, он проходит в финал. Удивительно, но разногласия по этому поводу у членов жюри на отборочном этапе  возникают крайне редко. Среди поступающих к нам стихов  мы нередко встречаем очень талантливые и яркие – то, что мы называем «настоящее», и по поводу чего редко  спорим. А бывает и так, что молодые авторы озадачены тем, что их стихи не прошли в финал: «Рифма есть, образы есть, и вроде бы складно – чего же вам еще надо?». Случается и по-другому:  у человека есть творческие задатки, но не хватает  поэтической техники, элементарной  культуры: возникает подозрение,  что кроме своих стихов он едва ли что-то читал.

Сложно сказать, можно ли научить человека писать стихи. Поэт Николай Гумилев, например, был убежден, что писать стихи можно научить любого. Он создал литературную  студию «Поющая раковина», рассказывал людям об эйдологии – науке об образах, о рифмах, принципах стихосложения. Но мечта о «массовом производстве поэтов» не осуществилось: он учил всех, но писали немногие. По моему мнению, научить писать может только настоящая поэзия.

Сегодня многие сетуют, что молодежь мало читает.

– Да, как ни странно, сегодня молодые люди больше пишут, чем читают. Как сказал когда-то Чехов: «Творческий зуд неистребим». А должен быть некий баланс. Хотя, наверное, мы просто не очень хорошо представляем себе, что именно они читают. Появляются новые формы чтения – сетевая литература, например, которую они знают лучше старшего поколения. Просто это свой круг интересов, в который нас пока не допускают. По крайней мере, очень хочется так думать.

Как Вы думаете, каково будущее книги в условиях всеобъемлющих информационных технологий?

– Мне кажется, что со временем роль книги в жизни изменится.  Со временем ведь все меняется. Когда-то наш знаменитый профессор Д.Н. Медриш заметил: «Раньше с таким же замиранием сердца произносили: «Как же! Свиток из пергамента!.. Как его можно заменить какой-то бумагой?!». Компьютерные технологии сейчас очень сильно изменили мир, и это надо принимать как данность. Очевидно, что электронные учебники и справочники гораздо удобней для повседневного использования. Я думаю, что какие-то свои функции книга  утратит, может быть, она станет таким же предметом, как, скажем, сегодня – грампластинки, неким раритетом, который можно будет коллекционировать, который  будет восприниматься как произведение искусства, а не как источник информации.

Общение с текстом при помощи компьютера влияет даже не на качество, а на тип восприятия литературы: когда можно поставить удобный шрифт, размер текста, человек, может быть, в известной  степени ощущает себя не только читателем, но и соавтором. Более того, столь популярная сегодня практика блогов, живых дневников  сыграла положительную роль для современных людей: она вернула желание писать. Ведь была достаточно долгая эпоха «между телефоном и интернетом», когда люди вовсе перестали писать: уже не вели дневники, не посылали писем. В этом смысле компьютерные технологии, как ни странно,  оказались чем-то вроде возвращения к чему-то давно забытому и во многом утраченному.

Жаль только, что русский язык это не обогатило…

– Компьютерный сленг и крайне эпатажные авторы в сети – это всего лишь болезнь роста. Я убеждена, что со временем все бездарное отпадет, а по-настоящему талантливое и нужное останется. Подобное явление мы можем наблюдать и в литературе Серебряного века, которая кажется нам сейчас совершенством. Там тоже было много литературного планктона, массового чтива, которое мы сейчас и не вспоминаем. И тогда не все читали Бунина и Блока, порой предпочитая им бульварные романы и «жестокие романсы» – другое дело, что они-то и забылись со временем, а Блока мы читаем и сегодня.

Становится очевидным, что к литературе надо относиться избирательно. Как Вам удается научить этому своих студентов?

– Это очень не просто. Современникам бывает сложно определить, что однодневка, а что останется в веках. Ведь была же эпоха, когда Игорь Северянин признавался королем поэтов, а имя Велимира Хлебникова никто не знал – все потому, что изнутри сложно судить о литературном процессе, оценка качества – это вопрос времени. Не исключаю, что

наши потомки признают, что именно мы жили в Золотом веке литературы.

К счастью, современная поэзия дает повод так думать. Есть сегодня замечательные поэты, которые, как я думаю, пишут как уже состоявшиеся классики. Для меня один из любимых поэтов – наших современников  – это, конечно, Тимур Кибиров. В ряду любимых такие разные, как Вера Павлова и Олег Чухонцев. Впрочем, называть имена – дело опасное: начав, трудно остановиться. Это и совсем недавно ушедшие от нас  Татьяна Бек и Елена Шварц, и продолжающие создавать свое зрелое творческое наследие  Белла Ахмадулина и Инна Лиснянская, Светлана Кекова и Александр Кушнер… И как не вспомнить имена покойных Леонида Шевченко и Бориса Рыжего.

Уже перечисление этих имен, очень субъективное и почти наугад названных, мне кажется, само по себе позволяет ответить на вопрос, который часто возникает: а есть ли сегодня поэзия? Поток стихов не иссякает, тяга к творчеству огромная, да и возможности у ныне пишущих велики: ежемесячно появляется 7 новых «толстых журналов».  И в каждом из них как минимум 3-4 публикации современных поэтов. Издается и специальный журнал современной поэзии  «Арион», и  пока еще менее популярный, но яркий и интересный «Дети Ра» – журнал поэзии и прозы. Существует, наконец, «сетевая поэзия».

Другое дело, что круг людей, читающих стихи и знающих поэтические имена, сегодня достаточно узок, да и вакансия «Великого Поэта» свободна. Но это тоже, видимо, закономерно: очень уж мы сегодня все разные, чтобы вдруг взять и всем миром полюбить кого-нибудь из ныне сочиняющих. Россия сегодня более близка к  западному – европейскому и американскому типу  восприятия поэзии – есть достаточно узкий круг любителей стихов, для него поэты и пишут. Принцип «Поэт в России больше, чем поэт», кажется, стал сегодня неактуален. Но, вполне может оказаться, что в будущем ситуация коренным образом изменится.

А кого-нибудь из нынешних участников конкурса Вы видите в будущем как состоявшихся поэтов, добившихся большого творческого успеха?

– Среди наших финалистов много талантливых, ярких, интересных авторов.  У ребят, которые уже несколько лет принимают участие в «Стихии», заметен серьезный творческий рост. Я надеюсь, что поэтическое творчество станет для них чем-то очень важным в жизни, что их стихи не останутся незамеченными. Со временем появятся и сборники стихов, и отклик читателей и критиков.  И, надеюсь, об участии в нашей «Стихии» они когда-нибудь вспомнят с благодарностью. Ведь в жюри конкурса в разные годы входили  известные волгоградские поэты. Это, прежде всего, Елизавета Викторовна  Иванникова, неизменно нас поддерживавшая, за что мы ей очень благодарны, это Евгений Лукин, Галина Гридина, Виктор Пермяков, Анна Котова. Их оценка, их слово наставника много значат для студента, сочиняющего стихи.

Трудно удержаться, чтобы не назвать таких талантливых наших финалистов разных лет, как Михаил Твердовский и Кристина Воронцова, Павел Борознин и Александра Краева.  Яркий пример состоявшегося поэта – Елена Ластовина, в прошлом наша студентка, несколько лет назад дебютировавшая на «Стихии». Недавно у нее вышел собственный сборник, она принимает участие в создании серьезных альманахов.

Надежда Евгеньевна, Вы так давно связаны с нашим университетом, постоянно привносите в его жизнь оригинальные творческие нотки. Он Вас может еще чем-то удивить?

– Порой диву даешься, как преподаватели нашей кафедры успевают совмещать такую учебную нагрузку с активной научно-исследовательской работой. При кафедре уже несколько лет работают две научно-исследовательские лаборатории. Одна из них связана с изучением рационального  и эмоционального  в литературе и фольклоре. Это направление было основано  профессором  А.М. Булановым, который долгое время был заведующим кафедрой литературы. Мы гордимся, что работаем в коллективе, который он создал.  Другая лаборатория «Восток-Запад в пространстве русской литературы и фольклора». У ее истоков – идеи   профессора  нашей кафедры Д.Н. Медриша.  Обращение к этой теме закономерно: ведь нигде так наглядно не ощущается этот диалог двух начал, как на нашей земле, находящейся на пересечении древних путей, соединявших Европу и Азию, Восток и Запад. Совсем недавно мы обнаружили коллег, работающих по этой же проблеме в Будапештском университете в Венгрии. Их докторская программа называется «Русская литература и культура между Востоком и Западом» Они были удивлены, что где-то в далеких волжских степях занимаются изучением почти такой  же темы. В этом году мы проводим с ними совместную научную конференцию.

Кроме того, деятельность двух лабораторий очень тесно связана со школой. Не секрет, что литература как предмет сегодня оказывается оттесняемой на периферию учебного процесса. И это, мне кажется, будет иметь для всего общественного развития очень печальные последствия. А интерес школьников к литературе есть, ребята уже с 7-8 класса  заявляют о своем желании заниматься научной работой, связанной с изучением литературных произведений. Это и понятно: какой еще предмет так много говорит не только уму, но и сердцу. Наша задача их поддержать, помочь, и наши преподаватели много работают в этом направлении. Бывает так, что наши  ученые возвращаются из школ с удивительными открытиями: идеи, которые приходят в голову школьникам, порой удивляют докторов наук своей свежестью и оригинальностью!

Не могу не упомянуть, что в нашем вузе учится так много по-настоящему ярких, умных, талантливых студентов.  Знаете, мы их порой недооцениваем, критикуем, не можем удержаться от универсального  «мы в их годы…».  А в самых неожиданных ситуациях они могут так здорово раскрыться! Совсем недавно, слушая, как читают стихи Блока наши студенты, поняла, что это я, профессор, защитивший диссертацию по поэзии Серебряного века, не увидела в его стихах чего-то такого, что видно им.  Такими студентами можно гордиться.

Ангелина АЛЕКСАНДРОВА, Елена МАЛАЯ, пресс-центр ВГПУ.

Advertisements

Entry filed under: Собеседник, Uncategorized.

Научная конференция как пир для интеллектуалов Юбиляры

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: