«Должна сохраняться преемственность идей»

Январь 31, 2011 at 2:35 пп Оставьте комментарий

Так получилось, что конец января наполнен для университета рядом знаковых событий, определяющих его будущее развитие на многие годы вперед.

26 января прошла конференция профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета, где был утвержден новый Устав университета и внесены изменения в название нашего вуза. 31 января состоится заседание Ученого совета, на котором будут обсуждаться концепция и программа развития университета до 2015 года. Накануне этих событий мы попросили ректора университета профессора Николая Константиновича СЕРГЕЕВА дать оценку этим решениям.

– С чем связана необходимость принятия нового Устава и внесения изменений в название университета?

– В 2010 году был принят закон Российской Федерации №83 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ», который внес существенные изменения в правовые основы функционирования сети бюджетных организаций, включая учреждения образования всех уровней. Закон вступил в силу с января 2011 года и определяет новую типологию  этих учреждений. Выделяется три типа учреждений – казенные, бюджетные и автономные. Закон дает им четкое определение.

В связи с этим всем руководителям учреждений даны указания провести работу  по изменению правовых основ функционирования учреждения. Мы получили приказ Министерства образования и науки РФ «О разработке новой версии устава» и указания в срок до 1 февраля провести конференцию членов коллектива в связи изменением устава.  Базовый проект устава уже разработан правовыми службами министерства, поэтому мы делали свой вариант именно на его основе.

Всю эту работу я  оцениваю  во многом положительно, поскольку уже много лет мы мечтали сделать новую редакцию устава в связи с большим количеством дополнений, которые вносились в него в последние годы. А это значит, что когда возникала необходимость представить наши  документы в какую-либо инстанцию, мы заверяли у нотариуса не только устав, но и каждое его приложение в отдельности, что в свою очередь влекло за собой дополнительные финансовые затраты. Теперь я надеюсь, эти суммы будут значительно меньше.

Вопрос изменения названия вуза тоже связан с принятием 83 закона. Сегодня мы – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО ВГПУ) теперь мы будем называться Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет» (ГОБУ ВПО ВГПУ).

Что меняется, по сути, кроме названия? Бюджетное учреждение, согласно принятого закона, получает большую степень свободы. Мы становимся не просто получателями бюджетных средств, но и их распорядителями, т.е. будем финансироваться по принципу субсидий. Получая положенную нам сумму бюджетного финансирования, мы сами принимаем решение, по каким статьям расходов ее тратить. При этом, безусловно, сохраняется ряд ограничений, например, мы по-прежнему не можем взять кредит в банке.

В вопросе изменения названия вуза есть еще один немаловажный аспект. На протяжении последних лет нам все тяжелее осуществлять набор на непедагогические специальности. Нас постепенно лишают этой возможности. Мы не имеем права приема на бюджетные места на такие специальности как «Хореография», «Психология», «Связи с общественностью», «Перевод и переводоведение», «Графика». На мой взгляд, если мы по-прежнему будем сохранять сугубо педагогический профиль, у нас не будет серьезных перспектив для развития. У нас уже  сейчас есть практически весь спектр специальностей, необходимых для школы. Единственное направление, где мы можем расширяться, – это развитие специальности коррекционной, специальной педагогики.

За последние годы многие педагогические вузы ушли от своего узкого профиля и добавили в название слова, расширяющие направление своей образовательной деятельности. Некоторые вузы стали социально-педагогическими, гуманитарно-педагогическими, профессионально-педагогическими. Ранее подобный шаг был сопряжен с серьезными испытаниями – изменение названия было возможным только через механизм новой аккредитации и аттестации. Сейчас ситуация изменилась.

Сегодня, меняя устав  и внося изменения в название вуза, мы можем и внести изменение в профиль университета. Уверен, что участники конференции меня поддержат, и мы найдем оптимальное решение этого вопроса, поскольку до конференции мы уже провели консультации с руководителями структурных подразделений университета.

Что касается поддержки нашей позиции в министерстве,  то я  ее получил в лице нового руководителя департамента общего образования Елены Леонидовны Низиенко. Именно на этот департамент с этого года возложено руководство педагогическими вузами в части содержания их деятельности.

– 31 января состоится заседание Ученого совета, на котором будет обсуждаться концепция развития университета на ближайшие пять лет. Насколько удалось реализовать предыдущую программу развития, и какие приоритеты будут обозначены в новой программе?

– Да, действительно предыдущая программа, рассчитанная на 2006-2010 годы, во многом нами выполнена. А то, что не сделано, вызвано, прежде всего, финансовыми причинами. Например, в программе был обозначен пункт о строительстве жилого дома для профессорско-преподавательского состава, увы, сложившаяся финансовая ситуация нам не позволила осуществить это. В целом же – мы развивались именно в тех направлениях,

которые запланировали: усовершенствовалась структура вуза, появились новые учебные подразделения, проведен ремонт, выполнена реконструкция многих университетских объектов в значительно большем объеме, чем  он планировался. Есть серьезные достижения в науке, в развитии международного сотрудничества.

Именно с констатации достигнутого начинается и новая программа развития, которая будет рассчитана на ближайшие пять лет. Во второй части программы будут сформулированы идеи и приоритеты дальнейшего развития. Мы будет придерживаться принципов, которые сформулированы в теории целостного воспитательного процесса, личностно-ориентированного образования, компетентностного подхода. В концепции ведь очень важно сохранить преемственность идей тем более, что многие из них находят свое воплощение и в новых образовательных стандартах, по которым мы все будем работать.

В новой концепции будут изложены идеи, которые связаны с созданием  Базового центра подготовки и переподготовки педагогических кадров. В подготовленном документе мы постарались сформулировать основные идеи и принципы работы такого центра.

На мой взгляд, базовый центр представляет собой хорошо работающий педагогический вуз с дополнительными обязательствами содействия  развитию регионального образования. Мы должны стать полезными нашему региону, совершенствуя систему повышения квалификации педагогических кадров, развиваясь как методический центр, выпускающий современные учебники, учебные пособия с учетом региональной специфики. К тому же на нас лежит обязанность позаботиться о педагогических кадрах наших ближайших соседей, в тех областях, которые не имеют теперь вузов педагогического профиля. Беседуя во время последней командировки с руководителем департамента школьного и общего образования, я убедился, что идея создания центров жива, она будет набирать обороты, поскольку, департаменту дано прямое указание подготовить предложения по системе повышения квалификации педагогических кадров.

Возвращаясь к содержанию концепции, скажу, что заключительная часть программы будет содержать конкретный перечень мероприятий по всем направлениям жизнедеятельности вуза. Это и кадровый потенциал, и повышение качества подготовки специалистов, и оптимизация структуры университета, совершенствование экономических механизмов, развитие научной деятельности, укрепление учебно-материальной базы и многое другое.

До того, как вынести концепцию на обсуждение членов Ученого совета, мы получили предложения от руководителей практически всех структурных подразделений и свели их в единый документ. 23 января концепция выложена на сайте университета. Все желающие могут с ней ознакомиться и внести предложения до заседания Ученого совета или во время его проведения. Только после активного обсуждения, на которое я очень надеюсь, концепция будет утверждена, напечатана в виде отдельной брошюры, и я уверен, станет настольным документом для  руководителей всех структурных подразделений и специалистов университета.

Начинается новый календарный год, в истории университета начинается новый этап развития и я убежден, что благодаря высокому профессионализму всех сотрудников университета, его крепким традициям, замечательным студентам и авторитету вуза в профессиональном сообществе, все задачи, которые мы ставим перед собой, мы обязательно выполним.

Материал подготовила Ирина БАРКОВА,

редактор газеты «Учитель».

Реклама

Entry filed under: От первого лица. Tags: .

Тройная польза Бывшие выпускники становятся партнерами

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: