«Мы на пути к самопознанию»

Январь 31, 2011 at 2:56 пп 1 комментарий

Досье: Ирина Ивановна Бурцева, старший преподаватель кафедры философии и политологии. В 1973 г. окончила историко-филологический факультет ВГПИ. Работала учителем истории и обществоведения в средней школе. За тридцатилетний стаж работы в ВГПУ опубликовала более 20 научных статей.

 

 

Толерантность как великодушие

 

Ирина Ивановна, за последний месяц слово «толерантность» побило все рекорды по частоте употребления. По-вашему, оно стало популярным только недавно?

– Это состояние появилось еще во времена Реформации, и, надо заметить, тесно связано с вопросом о демократии. В нашей стране термин стал популярен в период перестройки, когда признали, наконец, актуальным мнение, что человек – существо, обладающее индивидуальным самосознанием, имеющее право отстаивать любое понимание мира. Что мы видим сейчас? Имея в лексике соответствующее слово, мы не чувствуем самой толерантности – несложно, опять же, провести аналогии с демократией. И я думаю, что это чисто российский феномен. Все дело в том, что у россиян совершенно особое место в истории западной цивилизации, и мы не вправе отождествлять свое миропонимание с европейским. Если Европа пережила Возрождение, то Россия, по моему мнению, нет.

 

– Вы работаете со студентами разных факультетов. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела с толерантностью в нашем вузе?

– Во времена, когда я получала образование на историческом факультете, толерантность не допускалась вовсе. Зачастую, если даже появлялся человек с таким чувствованием, и он был, кстати, всем интересен, его тут же ставили в рамки идеологического мышления – ему, во всяком случае, не позволяли высказывать свои суждения на публике.

Я, конечно, владею специальной терминологией, но именно в моем понимании, толерантность – состояние мысли, позволяющей существовать не только себе, но и мысли другого. Студент – человек, пребывающий в состоянии постоянного поиска, он, конечно, и сам не толерантен, и состояние его сознания не толерантно. Он признает только собственное мнение, может, еще мнение близкого окружения или те мнения, которые могут выгодно оттенить его собственное.

В этом смысле мне близка мысль Декарта о том, что человек должен быть великодушным. Я думаю, тот же смысл заложен в понятии толерантности: душа настолько безмерна, настолько наполнена позитивом и добротой, что не противится иному.

 

Вспышки внутреннего «я»

 

– Состояния высокой нравственности человек достигает с возрастом?

– Не думаю, что возраст является необходимым условием. Возраст не гарантирует этого состояния, если в детстве и юности у человека не было вспышек внутреннего «я», если он не стремился встретиться с собственной душой, если он не стремился остаться наедине с собой. Знаете, я видела детей с глазами очень мудрых людей. После таких встреч думаешь: что же должен был пережить в своей жизни ребенок, чтобы иметь такие глаза? Однажды я встретила подростка, идущего в монастырь, он ни с кем не разговаривал. Он шел туда, чтобы его оставили в покое. Он не знал, как разорвать те внешние связи, которые мешают ему самоуглубиться, он лишь хотел, чтобы Господь предоставил его самому себе.

Не понимаю систему образования

– Если касаться вопроса образования и детства, как Вы относитесь к обучению младших  школьников по курсу «Основы православной культуры»?

– В нашей системе образования это распространенный случай – когда предмет вводится в учебную программу, а преподаватели по этому курсу еще не подготовлены. Телега едет впереди лошади.

– В свете последних событий на Манежной площади в школах волгоградской области ввели уроки толерантности. На них дети смотрят и обсуждают фильм «Обыкновенный фашизм».

– Зачем? Разве у нас в ходе изучения других дисциплин не бывает таких неявных состояний общения, где эти «уроки толерантности» преподаются? Уроки истории, например. Я не понимаю, как можно воспитывать отдельно от учебы. Не эффективней ли будет заменить педагогику авторитаризма, так широко распространенную в нашей школе, на педагогику сотрудничества, основанную на принципе уважения к ребенку и к его потребностям? Я думаю, что эти формы отношений сыграют свою роль в воспитании личности, в отличие от привнесенного извне урока.

– Вы можете предложить другое средство воспитания толерантного человека в условиях школы?

– Нужно изменить режим жизни в школе. Авторитарный стиль свести к минимуму. И не стоит думать, что это осуществится только по указанию сверху. Только человек, который стоит во главе школы и преподает в ней, сделает это. Каждый должен быть прежде всего человеком,  и только потом – преподавателем.

 

Принять то, что ты ничего не изменишь

–Так если в истории России не свершилось то, что мы называем «национальным самосознанием», то, может, и в школе это время просто не пришло?

– Да, я сейчас говорила о бытийных причинах того, что мы имеем. Одно дело, что Россия – очень молодое государство. Другое дело, что есть вещи, изменить которые мы не можем и должны соответствовать им. И преподаватель должен демонстрировать это, когда общается с учениками.

– Смириться с существующим положением вещей?

– Нет. Мне ближе слово «устранить». Устранить это в себе в качестве собственной проблемы. Дети, которые вышли решать проблемы на улицы, – это дети, которые еще думают, что от них все зависит в этой жизни. Разве так может быть? Человек – это существо, которое рождается в уже существующий мир. Мне нравится фраза: «Человек, разрушающий условия своей жизни, себя разрушил давно». С этой позиции надо подходить к таким погромам с участием молодежи, которые происходят периодически. Корень всего в самом человеке, а не политике как таковой.

 

Я не преподаю «чужую» философию

Работая в советское время, Вы тоже так считали, или ваши взгляды со временем изменились?

– Нельзя не коснуться этого вопроса, учитывая, что я преподавала на кафедре марксистско-ленинской философии.  Я всегда старалась читать ту литературу, которая позволяла бы мне объяснить себя, мое мировосприятие. Я всегда чувствовала, что не достигла предела. Меня даже беспокоил сам факт моего беспокойства. Именно оно давало мне угол зрения того предмета, который я преподавала, – марксистско-ленинскую философию. В советское время, кроме учебников были и другие издания: «О чем мыслят философы», «Знание – сила», «Наука и жизнь», «Новый мир», «Иностранная литература» и другие. Тогда мы понимали, что есть литература, которая наполняет содержанием многие сухие фразы учебника. В тех изданиях я находила свой язык, формулировки тех проблем, которые мучили меня как личность. Кроме того, многое для себя я почерпнула из книг и статей М.К. Мамардашвили – произведения, не дающие ответов, а только ставящие вопросы.

И вообще для меня преподавательская деятельность не есть профессия.

А что же?

– Это и есть я. Я себя не отделяю от того, что говорю. Я не преподаватель, который играет роль, уходит и перестает быть тем, кем был в прошлый момент. По-моему, это лицемерие. Когда я преподаю, то я в этом присутствую, не читаю «чужую» философию, а преподаю именно то, что соответствует моему «я». Выполняю одну роль – роль человека. Политический строй может быть разный, а человек сам творит тот мир, в котором он чувствует свое «я». И поэтому, на мой взгляд, прав Декарт, который говорил, что «мир всегда нов».

 

Беседовали Рада КУТЫЕВА, Ангелина АЛЕКСАНДРОВА.

Entry filed under: Собеседник. Tags: .

МИР — ДРУЖБА — HAND-MADE Власть и страсть языка

1 комментарий Add your own

  • 1. Мария Долгополова  |  Февраль 22, 2011 в 1:09 пп

    Что я могу сказать? Что за все годы моего обучения, этот преподаватель запомнился мне больше всего. Она крута безмерно.

    Ответить

Добавить комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


