Главное – романтика жизни….

Январь 31, 2011 at 2:11 пп Оставьте комментарий

Сериков Владислав Владиславович – известный ученый-педагог, Заслуженный  деятель науки РФ,  член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук,  профессор.

Родился в 1950 г. в г.Уральске. Окончил физико-математический факультет Мурманского государственного педагогического института. С 1978 г. работает в Волгоградском государственном педагогическом университете. Руководит Институтом личностно ориентированного образования. Под руководством В.В.Серикова подготовлено и защищено почти 100 кандидатских и докторских диссертаций, опубликовано около 300 научных трудов, в  том числе 11 монографий. Женат, два сына.

– Владислав Владиславович, на мой взгляд, по отношению к Вам, в университете есть две категории людей: люди, совершенно влюбленные в Вас – Ваши единомышленники и ученики и те, кто Вас не совсем понимают…Скажите, а как Вы сами пришли в  личностно ориентированную  педагогику? Какие события в Вашей жизни сформировали те принципы, идеи и ценности, которые оформились в педагогику, ориентированную на развитие Личности?

Действительно, все неслучайно. Помните фразу  замечательного французского писателя Сент-Экзюпери:  «все мы родом из детства»? Я уверен, что и в моем случае все «выросло» именно оттуда. Так получилось, что в раннем возрасте меня окружали и воспитывали люди высокодуховные, хотя и не имевшие высшего образования.  Я  первый из рода Сериковых  получил высшее образование.

Отец мой,  Владислав Пахомович Сериков, был простой рабочий, но рабочий знаменитый. Его имя,  как и имя Злобина и других создателей бригадного подряда в 60-80-е годы,  было довольно известным. Так, в  Музее Революции на Тверской есть стенд, посвященный моему отцу.

Это был человек, романтически влюбленный  в профессию. Работая бригадиром, он добивался больших производственных успехов не за счет технических знаний,  он умел воспитывать и зажигать людей самой идеей труда.

Производственные результаты, которые получали его бригады,  вызывали удивление. У  него перевоспитывались самые заядлые хулиганы. Однажды его пригласил сам Алексей Николаевич Косыгин (председатель Совета министров СССР в 70-е годы), после беседы с ним дал полномочия на проведение крупного эксперимента. Он завершился большими победами, в результате был построен комбинат «Североникель», а позже подобные комбинаты были возведены в Караганде, в Норильске и под Софией, в Болгарии.

Отец  был человеком потрясающей эрудиции, кажется, не было писателей, книг которых он бы  не читал.  С отцом дружили очень многие известные люди. У нас дома есть фотография, где отец сидит на диване, а слева  от него К.М.Симонов, справа – А.Н. Пахмутова. В графе «Ваша любимая профессия» он всегда писал – «учитель» и считал ее самой нужной и важной  на земле.

Глубоким и интересным человеком  была мама. Именно она в свое время повлияла на мое решение учиться в аспирантуре.

– А что для Вас самое интересное в жизни? Менялись ли интересы с течением жизни?

– Самое интересное – это когда люди, которым ты помогаешь расти, становятся Личностями, достигают  крупных успехов.  Мне приятно осознавать, что в профессиональных достижениях моих сегодняшних руководителей, ректора нашего университета Н.К.Сергеева, проректора по учебной работе В.В.Зайцева и многих других, есть крупицы и моих заслуг.

Вообще,  встреча  с интересным человеком – это всегда событие.  Мне в этом плане повезло, довелось общаться со многими яркими учеными. Я даже написал небольшие мемуары и назвал  свои заметки «Ученые вне науки». Это о ситуациях, в которых эти великие мыслители раскрывались как простые люди, и это удивительное явление.

– Скажите, а чему Вас научили Ваши поражения?

Поражения неизбежны  в научной работе. Скажем, моя предзащита докторской  прошла только  с третьей попытки. Немного обидно –  кругом все проходят  с первого раза, а ты с третьей.  Причем эти три попытки делались в Москве, надо было туда каждый раз ездить и доказывать, пришлось выдержать нападки довольно сильных оппонентов.

Вообще,  что такое работа педагога?  Он изначально обречен на неудачу, он не может сразу быть успешным. В его работе обязательно будет целая серия неудач, трудностей – будут не такие, как хотелось бы, ученики, не такая поддержка коллег… Но ведь каждый человек в жизни должен пройти через эти этапы, чтобы состояться.

– Почему, по — вашему, с годами учителя перестают «гореть», становятся равнодушными?

Не знаю, как это происходит, но я знаю, как этого избежать. У человека, а тем более у учителя, должна быть  привычка  к непрерывному росту, к непрерывному решению трудных задач.  Я даже студентам говорю: «Если вам трудно, радуйтесь, значит, вы развиваетесь». Я  все время стараюсь следить за тем,  есть ли у меня  достаточный объем трудностей, чтобы я не чувствовал себя остановившимся. Для этого задание, которое я сам себе даю, часто в десятки раз превышает мои реальные возможности. Именно это искусственное создание для себя беспредельной нагрузки не позволяет расслабиться. Убежден,  что это такой  защитный механизм от остановки и  от зазнайства.

– Как Вы отдыхаете?

Это случается один месяц в году, в июле. Занимаюсь  сельским хозяйством,  езжу на велосипеде по Подмосковью (у моего старшего сына домик неподалеку от Москвы). Читаю  художественную  литературу, стихи, слушаю  музыку, играю на синтезаторе.

 

– А какой Ваш внутренний возраст, есть ли расхождения?

– Это для меня трагедия. Я совершенно  не чувствую возраста, наверное, сама молодежная среда никак не позволяет адекватно ощутить, как много мне уже лет. Мне интересно жить, все время появляются какие-то новые увлечения: люблю путешествовать, фотографировать. Этим летом благодаря сыновьям мне довелось побывать в  Италии и Швеции.

Вообще, два моих  сына, это, пожалуй, мое главное жизненное достижение. Никто из них не пошел в педагогику, но они хорошие люди, очень успешны в жизни.

 

Как Вы думаете, человеку нужны враги?

–  Я скажу вам такую странную вещь – я не знаю о своих врагах, не думаю о том, есть они или нет. Я против того, чтобы из деловой сферы мы переходили в личную. Это не по-человечески – враждовать с людьми. Это один из подходов личностного подхода – принимать человека таким, какой он есть. Он может быть несчастным, неудачным, не очень талантливым или работоспособным, ну и что? При этом он может быть хорошим человеком.

 

–  За свою жизнь Вы дали  много интервью. Есть ли вопрос, который Вам никогда не задавали, а Вам  на эту тему очень хотелось бы поговорить?

Трудно ответить на этот вопрос. Если человек ученый, то это совсем  не значит, что он с утра до ночи думает о науке. О чем мы все думаем, что является  предметом наших переживаний – это отношения с другими людьми.  Человеку нужен другой человек.

Я даже  ввел в параметры, которые характеризуют личностное развитие,  новую характеристику – отношение к другому. Потому что считаю это показателем развития человека. И это, наверное, та тема, на которую мне хотелось бы поговорить.

 

– Последний вопрос «новогодний». Какие три желания Вы попросили бы исполнить Деда Мороза?

Первое. 35 лет я отдал родному Волгоградскому педагогическому университету, и поэтому очень хочу, чтобы  сбылась наша общая мечта, и мы  стали центром по подготовке педагогических кадров в  южнороссийском регионе. Я считаю, что мы многое для этого сделали, прежде всего, сберегли науку.

Второе. Много замечательных, хороших людей, работают в нашем вузе.  Я хочу,  чтобы они  в новом году еще больше уверовали в то, что они работают на своем месте,  в одном из лучших университетов, и очень хочу, чтобы наш коллектив стал сплоченнее. Мастера готовит мастер, и мы должны стать такими мастерами.

 

А третье желание – для себя лично?

– Честно, я  сейчас я  всем доволен – есть много интересной работы, и, слава Богу, ее меньше не становиться. Но есть еще моя родная  кафедра, где работают люди, которые мне ближе всего. Кафедра, увы, переживает не лучшие времена.  Хочу, чтобы к нам пришла удача, чтобы мы получили новые гранты и имели возможность продолжить нужную работу. Ведь основная задача кафедры  – быть связующим звеном  между школьным и вузовским образованием и я хочу, чтобы наша реальная отдача для практики образования была больше.

Беседовала Ольга ХАЛЯПИНА, пресс-центр

Entry filed under: Собеседник. Tags: .

Какое празднование нового года было для Вас самым запоминающимся? СтихиЯ. Послесловие

Добавить комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


