МИР — ДРУЖБА — HAND-MADE

Январь 31, 2011 at 2:46 пп Оставьте комментарий

Наверное, во всем виноват Генри Форд. Сто лет назад  его гениальное  рацпредложение по внедрению на  заводе конвейера  позволило сделать автомобиль массовым средством передвижения, а ему самому — стать миллиардером.

Ручной труд стал активно изгоняться с рабочих мест и из быта человека, а продукты ручного труда стали символом примитивизма и низкого уровня жизни. В общем, даешь панельные дома, комбинаты общественного питания и ясли-сады как средство воспитания повального коллективизма…

Вы работали на конвейере? Сначала ты удивляешься легкости работы, потом начинаешь скучать, дальше – мечтать о неожиданной поломке поточной линии и иных  невинных развлечениях. А через некоторое время  постигаешь  философский смысл бесконечности – ты НИКОГДА не увидишь результата своего труда, его просто не существует…

Сейчас психологи научились «лечить» апатию, охватившую миллионы людей, не желающих быть винтиками производственного механизма. И один из самых успешных рецептов – творчество.

Наш университет предоставляет множество площадок самовыражения для тех, кто спит и видит себя  в науке, общественной жизни и сценической деятельности. Но что делать тем,  у кого руки тоскуют без возможности  что-то лепить-ваять-вязать-шить и т.д. (по мнению психологов,  талантливые  руки – признак наличия особого типа интеллекта:  телесно-двигательного, ручного).

С декабря 2009 г. для таких людей в университете организуется  выставка ручной работы (сейчас она  носит название «Синий арбуз» — как символ неожиданности и креативности).

За год прошло три выставки, в качестве авторов работ в них приняли участие  более сотни человек, причем в последней выставке активно участвовали и  городские умельцы – явление постепенно разрастается, находя горячих сторонников за пределами вуза.

Отдельное «спасибо» хочется сказать студентам-креативщикам с ИХО – именно на них каждый раз падает основная нагрузка по воплощению в жизнь дизайнерских задумок организаторов выставки. И вот уже в третий раз всю неделю перед самим действом они рисуют, красят, лепят, вырезают в  кабинете пресс-центра антураж будущей выставки.

Декабрьская выставка (к которой, как оказалось, многие начали готовиться уже с сентября и искренне переживали, что ее могло не быть)  была призвана создать у участников праздничное предрождественское настроение. Отсюда новогоднее убранство выставочного зала, и праздничные  мастер-классы – по искусству вырезания снежинок,  декупажу елочных шаров и  созданию флористических новогодних композиций. Одной из «изюминок» программы  стал  аукцион, когда участники смогли приобрести вещицы, связанные с детством деканов вуза: мороженое, как любимое детское лакомство декана ФТС или «Вини-пух и все-все-все», как любимая книга детства декана ЕГФ…

Если выставка так быстро обрела поклонников, которые ждут «продолжения банкета», есть смысл разобраться в сегодняшней популярности явления «hand-made» и рассмотреть иные способы воплощения тяги к рукотворчеству в университетской среде.

Своим собеседникам мы задали два вопроса. И первый из них звучал так: «Как вы думаете, с чем связан возрастающий интерес к ручной работе в последние годы?».

Зацарная Татьяна, студентка 2 курса ИЗО, учебный мастер на кафедре теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайну костюма:

«Действительно, интерес к handmade сейчас  огромен. С одной стороны, часто  начинают  делать всё своими руками не от хорошей жизни, когда  хочется  чего-нибудь красивого в  интерьере, например, а купить в магазине достаточно дорого и начинаешь творить самостоятельно… А потом сам процесс изготовления – крайне занимательное  времяпрепровождение еще и в результате получаешь ЭКСКЛЮЗИВ! Вообще машинно-штампованное всё очень надоело, а вещь ручной работы и глаз радует, и душу греет, потому что и сделана с душой!».

Кузнецова Елена Валентиновна, доцент кафедры общего  и славяно-русского языкознания:

«Люди устали от китайского ширпотреба, хочется надеть или повесить на себя что-то такое, чего нет у других, что подчеркнет именно твою индивидуальность. Такие вещи обычно недешевы и поэтому многие начинают путь в ручное творчество именно с желания сотворить нечто изысканное и неповторимое для себя. А потом тебя затягивает и ты начинаешь тратить массу времени, сил, ресурсов, например, чтобы съездить на другой конец города и купить что-то, что нужно именно для твоего увлечения (у меня, например, это бижутерия из пластики и многие детали приходится заказывать в других городах). Но это и огромное удовольствие, когда видишь результат своего труда».

Бетева Юлия Викторовна, зав.кабинетом «Центр художественно-творческих технологий в соц.работе»:

«В наш век технократизма люди все больше начинают ценить работы, сделанные с любовью и своими руками, потому что в них частичка души мастера, кроме того, они, как правило, необычны и оригинальны».

Вальковский Антон Васильевич, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры:

«С точки зрения культурологии,  интерес к хэнд-мейд вызван особым характером потребления на современной стадии развития капитализма. Сегодняшнего потребителя не интересует стандартизированный товар, его интересует товар, который выделял бы этого потребителя из общей усредненной массы. Товар становится маркером, с одной стороны – престижа, с другой — индивидуальности, становится ценностью и имеет огромное значение в век самопрезентаций, индивидуальных имиджей и брендов. В этой связи артефакты хэнд-мейд приобретают огромное значение, т.к. они гарантируют единичность или небольшой тираж вещи, обладают характером аутентичности. Хэнд-мейд оказывается чуть ли не единственной деятельностью, отсылающей нас к ручному ремеслу и индивидуальному (а не корпоративному) производству вещи, возвращает нас к стадии архаичного производства и потребления, к магии лицезрения появления чего-то из нЕчто».

Сериков Владислав Владиславович, профессор ВГПУ

«Сейчас вообще возрос интерес к народным истокам, а фундаментом  современного  хэнд-мейда, несомненно, являются  вековые традиции народных промыслов, что связано с поиском культурной и национальной самоидентификации. Для России развитие своих ремесел – это еще и вариант противостояния западному влиянию, определение  своей самобытности».

Ответы на второй вопрос: «Что можно еще сделать в направлении развития рукотворчества в стенах ВГПУ?», возможно, помогут определить вектор развития хэнд-мейда и найти области приложения своих сил для тех, кому это интересно.

Зацарная Татьяна:

«Я считаю, что в нашем университете handmade играет огромное значение. Во-первых,  при таком изобилии учащихся мы мало знакомы друг с другом, а если учимся в разных корпусах,  то лица и вовсе незнакомы. Handmade сближает нас, становится общей мыслью, общим желанием, а главное общим зрелищным счастьем . Во-вторых, студентам, конечно,  очень хочетс,я чтобы об их умениях знали преподаватели и руководство.  Выставка handmade – это большой праздник и возможность поделиться своими умениями с другими. В- третьих, организация выставки – это  серьёзный тренинг для многих в умении общаться, держаться в коллективе и умении реализовывать свои идеи. Так что выставки однозначно должны стать регулярными».

Кузнецова Елена Валентиновна:

«Нужно организовать проведение  мастер-классов, чтобы была возможность встретить тех, кому интересно делиться знаниями в этой области и их приобретать. Цена на подобные мастер-классы для студентов должна быть символической, например, 50 руб. за разовое участие…».

Бетева Юлия Викторовна:

«Помимо уже ставших традиционными выставок, можно организовать кружки и мастерские, проводить разовые презентации работ. Интерес вызвало бы создание при университете магазина ручной работы, куда могли бы сдавать свои изделия студенты и сотрудники вуза».

Сериков Владислав Владиславович:

Сейчас время различных сообществ, людям интересно общаться и продуцировать идеи в среде себе подобных. Поэтому выходом для определенной творческой части вуза было бы создание сообщества людей, которым интересно ручное творчество».

Наши выводы из вышесказанного: в университете есть прослойка людей, которым  ручное творчество интересно. Есть масса идей по развитию данного направления, есть точки приложения сил и ресурсы. Теперь: задача, как все состыковать воедино и сформировать новое пространство для реализации идей. У вас есть мысли по поводу конкретных шагов? Звоните: 30-29-67 (пресс-центр ВГПУ).

Ольга МИННИКОВА, пресс-центр ВГПУ

Advertisements

Entry filed under: Послевкусие. Tags: , .

Где искать инновации? «Мы на пути к самопознанию»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: