Февраль 24, 2011 at 1:32 пп Оставьте комментарий

Процесс внедрения новых государственных стандартов высшего профессионального образования будоражит умы и молодых преподавателей, и мэтров, и, само собой, обучающихся. Собственно, ради них, ради того, чтобы качество их профессионального образования отвечало велениям времени, потребностям общества, стремительно меняющемуся спросу рынка труда и занятости, задуманы эти стандарты.  Сегодня недостаточно знать, понимать и уметь в профессии. Молодой специалист должен быть способен изменяться, совершенствоваться, обучаться в течение  профессиональной деятельности. В вузе он должен приобрести целый ряд общекультурных, профессиональных, специальных компетенций и научиться сохранять и приумножать свою профессиональную компетентность на протяжении всей карьеры. Начальник учебного управления О.В. Науменко принимала непосредственное участие в общественном обсуждении ФГОС ВПО и разработке стратегии построения основных образовательных программ.  Ольга Викторовна ответила на вопросы о переходе на новую систему образования.

– Каковы предпосылки внедрения новых образовательных стандартов?

Огромный информационный поток, устаревание технологий ещё недавно считавшихся передовыми, размывание границ между профессиями, объективное вымирание одних профессий или переизбыток кадров и острая потребность в специалистах абсолютно новых профессий и требования государства – основного заказчика подготовки профессиональных кадров – привели к необходимости разработки и внедрения новой системы Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.

Были причины и организационного порядка. В процессе многолетней подготовки перехода на двухуровневую систему (бакалавриат – магистратура) принималось много дублирующих документов. Сегодня все стандарты подготовлены в едином ключе. Государством определена нормативная база  подготовки специалиста каждого уровня по утверждённым в стране направлениям.

Новые образовательные стандарты призваны удовлетворить требования государства и работодателя с учётом потребностей и возможностей личности обучающегося. Они позволят работодателям влиять на содержание и характер профессионального образования, контролировать его результаты.

– Что нового стандарты внесут в деятельность преподавателей?

Во-первых, у преподавателей появится возможность для разумного соотношения содержания дисциплин и практик и, соответственно, личная ответственность, как за правильный выбор содержания  для конкретного контингента, так и за обучающие технологии.

Во-вторых, новые стандарты требуют больше внимания уделять организации и контролю самостоятельной деятельности студентов и научно-исследовательской – магистрантов. Следовательно, необходимо переосмыслить задания для самостоятельной работы,  оценить временные затраты на их выполнение и предложить пропорциональную рейтинговую отметку.

В-третьих, появилась новая форма отчётности – «аттестация с оценкой на основе рейтинга учебных достижений студента по дисциплине», требующая более ответственного отношения со стороны преподавателей к своевременному подведению итогов рубежных срезов по дисциплине. Предусмотрено обязательное ознакомление студентов как с условиями рейтингового оценивания, так и с его результатами.

В-четвёртых, потребуется иной подход к формированию содержания и организации проведения итогового государственного экзамена. Ведь теперь следует проверять не столько знания и умения, сколько профессиональную компетентность выпускника.

– Как отразятся новые стандарты на процессе обучения студентов?

Новые стандарты высшего профессионального образования называют «студентоориентированными». Обучаясь в рамках нового стандарта, студенты приобретают:

— большую академическую свободу, право выбора страны и вуза для изучения специальных курсов или продолжения образования (двухуровневая система позволит обучаться нашим студентам по европейским образовательным программам);

— практикоориентированную подготовку (в 3 раза увеличено время на учебные и производственные практики, большую долю аудиторных занятий (не менее 60%) составят практические и лабораторные занятия);

— возможность стать активными участниками образовательного процесса (не менее 20% аудиторных занятий в бакалавриате и 40% в магистратуре будут проводиться с использованием интерактивных методов);

— возможность выбрать личную образовательную программу (в новых учебных программах не менее 30% дисциплин составляют курсы по выбору, тогда как в прежних – не более 10%);

— высокий уровень информированности в части образовательных программ и их обеспечения (материалы программ опубликованы на сайте университета, обеспечение одновременного доступа в электронную библиотеку и интернет из различных точек не менее, чем для 25% обучающихся);

— возможность учиться у известнейших учёных (не менее 60% преподавателей профессионального цикла дисциплин) и у профессионалов-практиков (новый стандарт предписывает привлекать таковых к образовательному процессу) и еще многое другое, что позволит выпускнику в формировании его профессиональной компетенции.

Сегодня профессиональное сообщество находится только в начале сложного неоднозначного пути внедрения новых образовательных стандартов высшего образования. Тема не утратит своей актуальности еще очень долго, поэтому разговор о проблемных сторонах стандарта, равно как и о его  преимуществах, мы продолжим в следующих выпусках нашей газеты.

Беседовала Елена МАЛАЯ, пресс-центр ВГПУ

Реклама

Entry filed under: Калейдоскоп событий. Tags: .

Лучшие «управленцы», стойкие историки и не любители устного народного творчества… Услышать Париж и понять его

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: