Жизнь по справедливости

Март 30, 2011 at 12:28 пп Оставьте комментарий

Досье

Валерий Сергеевич Харькин, кандидат химических наук, профессор кафедры общей физики. 42 года проработал в ВГПУ. Имеет награды: нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», Бронзовый и Серебряный знаки ВГПУ.

 

– Валерий Сергеевич, расскажите о Вашем жизненном пути.

– Я вырос в учительской семье, у моих родителей было пятеро сыновей (я родился  вторым). Старший брат полковник, доцент, Заслуженный работник высшего профессионального образования, четвертый брат – кандидат технических наук, доцент Волгоградского технического университета, один из братьев стал главным конструктором в Коломенском бюро машиностроения, а другой – заместитель министра в правительстве Карелии – увы, трагически погиб.

Мама была  учительницей  начальных классов, а папа, учитель математики, работал директором школы в Котовском районе нашей области, где мы все и учились.

Я не могу сказать, что родители  нас по-особому воспитывали, вели специальные беседы. Воспитывала, скорее, сама жизнь – младший брат брал пример со старшего. У родителей же всегда была забота одеть и обуть такую большую семью, ведь на учительские зарплаты сделать это было непросто. К тому же, мы долгие годы скитались по съемным квартирам.  И сейчас, когда я вижу учеников, у которых есть все: они сыты, хорошо одеты и довольны собой – я понимаю, что у них в мыслях нет связи между получением хорошего образования и их жизненными достижениями. А для нас учеба всегда была приоритетом, два моих брата закончили школы с золотыми медалями, я сам – с серебряной.  В детстве  мы всегда должны были помнить, что мы дети учителей, поэтому к нам особое внимание.  Мы твердо знали, что  подводить родителей нельзя.

Был у нас в жизни такой момент, когда трое из нас уже выросли и жили отдельно,  у родителей появилась возможность получить трехкомнатную квартиру. Но отец, принеся домой эту радостную весть, тут же сообщил, что  есть многодетная  семья, которой такая квартира нужна больше, чем нам (мы получили двухкомнатную)… Вот такой был у нас отец.  И главный принцип, который мы вынесли из нашего детства, – что бы вокруг ни происходило, жить надо по справедливости. И наши успехи, все,  чего мы добились потом  в жизни, – все это случилось  только благодаря собственному труду, усилиям каждого,  без «перешагивания» через других.

Высшее образование я получал в нашем  педагогическом институте.  Наличие серебряной медали позволяло мне без экзаменов поступить в любые  вузы страны, даже в самые престижные. Но так случилось, что моя любимая девушка, закончившая школу на год раньше, к моменту моего выпуска училась  в Волгограде, я тоже решил  учиться только в этом городе. Мы уже больше 50 лет вместе, жизнь показала, что выбор спутницы я тогда сделал правильный.

А почему именно педагогический институт? Первая причина – это, конечно, пример родителей. Но в большей степени предопределил судьбу все-таки мой удивительный  учитель физики. В старших классах я учился у прекрасного человека, Заслуженного учителя РСФСР Геннадия Петровича  Бурычева. Его многие знали и любили, он работал в школе до 70 лет. Геннадий Петрович был для меня примером, я до самой его кончины поддерживал с ним теплые отношения. Самое удивительное, что я увидел в нем тогда, еще в детстве,  – это огромное удовольствие и радость, которые он получал от своей работы в школе.

После вуза я попал по распределению в одну из сельских  школ, директором которой работал учитель литературы Евгений Михайлович. Проработал я там не очень долго, поскольку меня призвали в армию. Этот педагог потряс меня своим профессионализмом и отношением к делу.  Он получил блестящее образование, закончил филологический факультет МГУ, волею судеб оказался в глубинке, жил школой, пропадая там с утра до вечера. Случалось, что на работу ему приходилось добираться по непролазной грязи в сапогах, но в класс он входил непременно опрятным, всегда в безупречном костюме. Я  как-то напросился к нему на урок и был поражен – какой интересной может быть  литература!  Он так мастерски, с таким вдохновением читал художественные произведения вслух, что слушали  его, затаив дыхание….

Я считаю, что роль учителя в плане ориентации на педагогическую деятельность является определяющей. Если ты в своей жизни встретил, как говорят, Учителя с большой буквы,  тебя обязательно будет тянуть в школу, в педагогику.

– Сегодня сложилась не очень благоприятная ситуация с поступлением в вузы на физические, математические факультеты. Можно ли ее изменить и как?

– Я сейчас много занимаюсь с учениками – в лицее, в школах и дома. Среди них есть ребята, которые уже в 9 классе определились, что им интересны математика и физика. Я направляю их в заочную школу Физтеха (знаменитая Заочная физико-техническая школа при МФТИ). В течение четырех лет,  получая задания и  решая задачи, ученики видят свои результаты, понимают, насколько далеко они продвинулись. А это ведь  очень важно – вовремя получить поддержку и увидеть положительные результаты. Если успехи есть, это становится интересным,  и  ученик еще больше убеждается в правильности выбранного направления. На сегодняшний день 77 моих учеников стали студентами или уже выпускниками МФТИ, МГУ, МИФИ.

Сегодня много олимпиад, их проводит почти каждый вуз. Я стараюсь, чтобы мои ученики о них вовремя узнавали и принимали участие. В прошедшей недавно олимпиаде «Покори Воробьевы горы», которую с 2005 года проводит МГУ, среди 40 победителей заочного тура 17 – из Волгоградской области (из них я не знаком только с четырьмя, остальные – мои ученики).

Раз в неделю я работаю с двумя профильными классами 30-й школы города Волжского. Их учительница физики  Ольга Михайловна Заборьева, настоящая фанатка своего дела. Я убежден, что только такие и добиваются успеха. Я не веду занятия, выступаю как эксперт в сложных вопросах и  поддерживаю амбиции ребят. Иногда даже напоминание о том, что надо отослать задание на олимпиаду уже является толчком, чтобы ученик  не забыл, не поленился, не испугался  высоких требований. Я считаю, что такая работа обязательно принесет плоды.

Но, пожалуй, самое главное,  что нужно сделать для поднятия престижа физико-математического  образования – это поддержать учителей физики и математики на государственном уровне. Представьте, сейчас в школе только два урока физики  в неделю. Это очень мало для возникновения желания учить физику, для  получения хороших результатов, для формирования потребности развиваться на этом поприще.

– Влияет ли, с Вашей точки зрения, интеллект на успех в жизни?

– Долгое время я верил в теорию «табула раса», в то, что ребенок – это чистая доска, и ты можешь на ней написать все, что задумаешь. Опыт показал, что должны быть какие-то задатки, которые потом можно развить, нужен некий интеллектуальный базис.

Скажем, выпускники, получившие хорошее фундаментальное физическое образование, в дальнейшем очень часто становятся банкирами, политиками, руководителями  крупных предприятий. Интеллект плюс сформированное мощное системное мировоззрение позволяют им преуспеть практически в любой сфере.

– Хороший школьный учитель – это миссия. А какова миссия, если она есть, преподавателя вуза?

– На мой взгляд, роль преподавателя вуза несколько иная, чем роль школьного педагога. Миссия вузовского преподавателя, вероятно, двоякая. С одной стороны, она в том, чтобы найти студентов, готовых заниматься исследовательской работой, нацеленных на науку. Это произойдет в том случае, если сам педагог будет заниматься наукой с увлечением и видеть в ней смысл и ценность. А что касается второй стороны, собственно учебной работы, то здесь важно показать высокий уровень профессионализма, сознательности и добросовестности, формируя тем самым отношение молодого человека к  труду.

– От физиков часто ждут каких-то научных прогнозов. Каким вы видите будущих абитуриентов лет, скажем, через 20-30,  когда дети сегодняшних студентов встанут перед выбором профессии?

– У меня два сына. Старший в свое время, отучившись в заочной школе Физтеха, успешно закончил МФТИ. Выпускником он стал в 1991 году, и   через некоторое время ушел в бизнес, потому что времена были смутные, наука была нищей, надо было зарабатывать деньги, кормить семью. Сейчас он – генеральный директор  дилерской фирмы  «Форд» в Москве.   Его сын, мой внук, тоже спустя годы  прошел по той же тропе – заочная школа Физтеха, тот же  вуз (несколько лет подряд он приезжал ко мне из Москвы и мы лето напролет занимались с ним физикой и математикой). Но и он не работает по специальности.  Я все жду, может, времена наконец-то изменятся и хотя бы мой правнук начнет заниматься наукой?

Я уверен, что правительство обязательно осознает огромную роль, которую играют физика и другие естественные науки в жизни общества, в развитии прогресса, в процветании страны и изменит приоритеты в финансировании  всех, кто причастен  к науке – от школьных учителей до сотрудников научных центров. Это значит, что настанет время, когда молодые исследователи, ученые будут заниматься любимым делом у себя на родине, а труд школьных учителей будет достойно оплачиваться.

Беседовала Ольга МИННИКОВА, пресс-центр ВГПУ

Entry filed under: Собеседник. Tags: , .

Определились ли Вы с выбором профессии? Что повлияло на Ваше решение? ЧЕЛОВЕК – «ЛЕГЕНДА»

Добавить комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


