ЧЕЛОВЕК – «ЛЕГЕНДА»

Апрель 28, 2011 at 12:50 пп Оставьте комментарий

Сообщение: Digger:

Необходимо найти человека, который официально занимается археологическими раскопками близ Дубовки. Знаю только, что он из педагогического…

Никто не в курсе?

Сообщение: Нестоличная штучка

Digger, на истфак позвонить не пробовал?

Или тебе кто-то конкретный нужен?

Сообщение: Digger

Нужен человек, сведущий в раскопках, не просто студент, который пару раз ездил копать, а человек, который реально в курсе особенностей культурного слоя тех мест.

Нашли нечто интересное, хочется посоветоваться …

Сообщение: Ритор

Digger, этого человека зовут Мамонтов Владислав Иванович, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России.

legenda@vspu.ru — вот его электропочта.

Из переписки на http://www.forum-volgograd.ru

Потомок унтер-офицера императорского полка

13 апреля исполнилось 75 лет Владиславу Ивановичу Мамонтову, кандидату исторических наук, доценту, профессору кафедры истории России, научному руководителю лаборатории археологии и реставрации  ВГПУ.

Хроника жизненных вех юбиляра, его воспоминания о детстве, опаленном войной, о семье и …актерской славе – на страницах нашей газеты.

Двухэтажный дом Мамонтовых располагался на улице Невской. Задолго до революции его построил прадед Владислава Ивановича. У деда, Андрея Меркурьевича, было 15 детей. Подробности их жизней и смертей он узнавал, уже став историком. Однажды, находясь в командировке, в Саратовском архиве заказал дело мещанина Мамонтова Александра Андреевича, дяди, который в 1905 г. в 16-летнем возрасте закончил свой путь в царицынской жандармерии, на Голубинке. Юноша состоял в подпольной молодежной организации эсеров, расклеивал листовки, призывающие к свержению царизма.

– В деле я обнаружил страничку медэкспертизы, где сказано, что он якобы облил себя керосином и, получив обширные ожоги, скончался. На самом деле его забили жандармы. Другой дядя погиб в 1914 г. на I Мировой войне, третий умер от сыпного тифа в 1918 г.

–  Вы так хорошо знаете историю семьи!

– Я всегда расспрашивал родных, но теперь сожалею, что многого не разузнал. Помню, с каким восхищением бабушка рассказывала про деда: красавец двухметрового роста, блондин, голубые глаза. Он служил семь лет в лейб-гвардии его Императорского величества. Дед имел несколько «Георгиев» и даже целовался с царицей и царем, когда они приехали в казармы взвода, где он служил.  Царские подарки –  пасхальное мраморное яйцо и чайник с чайницей – были утеряны, к сожалению. Однажды дед приехал на побывку. Этот случай бабушка особенно красочно описывала: «Весь в белом: и белые рейтузы в обтяжку, и белый мундир, на который  пристегивалась на грудь красная вставка, и высокие сапоги». Бабушка с подружкой, не справились со примерили красивейший мундир и пошли гулять по Невской. Дед – в семье царил домострой – выпорол бабку ремнем.

После революции дом и кузню, построенные предками, у Мамонтовых не отобрали. На  стене так и осталась висеть похвальная грамота с ликами царей, выданная дяде по окончании реального училища с отличием. Владику говорили: «Вот смотри, как твой дядя учился, и ты так учись!». Правда, в кузне именем революции устроили магазин по продаже скобяных изделий и сельхозпродуктов. Каменное сооружение не раз спасало жизни людей во время бомбёжек, а еще – кованные дедом двери. В мирное время местная детвора любила кататься на них, а когда бомбили Сталинград, они, положенные на блиндаж, спасали от обстрела. Владику было шесть.

Немцы в Сталинграде

– Страшная бомбежка 23 августа 43-го, – вспоминает Владислав Иванович. – Воздушную тревогу объявили в начале дня, но все продолжали заниматься своими делами. Из немецких истребителей летели листовки. Мама выбежала из ворот, чтобы поймать их, потому что это была хоть какая-то информация, пусть и из вражеских рук. Послышался мощный гул – со стороны Мамаева кургана разворачивалась армада немецких бомбардировщиков. Я кинулся в дом, меня спрятали под большой стол, тут же легли тетушки, прикрыв меня. Окна моментально вылетели, раскрылись двери: осколки врезались то в подоконник, то в пол. Бабушка молилась, крестилась, ползала зачем-то по полу. Выйдя на улицу, не узнали своего города – все горело, стоял запах горелого зерна с элеватора. Люди, плакали, увидев то, что осталось от их домов. В толпе мы увидели маму, она бомбежку пересидела у соседей в блиндаже. В ее руке была зажата листовка с кроваво-красным пятном в центре: рядами по кругу располагалась немецкая военная техника, в центре в кровавом месиве была изображена наша техника, убитые люди, и было написано, что для Сталинграда пришел последний день, сдавайтесь.

Все наши соседи и мальчик, с которым утром я играл, были убиты. Тогда я впервые увидел смерть.

Чудом Владика не разлучили с матерью. Когда немцы вошли в Сталинград, то многих жителей стали вывозить на распределительный пункт, в район Карповки. Детей у матерей отбирали. Но Владик заболел воспалением легких, а немцам сказали, что у мальчика тиф. Поезд шел на Белую Калитву, почти не останавливаясь, люди голодали. В конце ноября состав добрался до стнации Обливской Ростовской области. Контрнаступление Красной армии, и немцам понадобились вагоны. Через несколько недель  Обливскую освободили наши войска. Все женщины бросились смотреть, что осталось после бежавших немцев: съестное, вещи. Несли одежду, консервы, мама тоже пошла и принесла …ёлочку – стояли дни католического Рождества.

Воспоминания военного детства Владислава Ивановича Мамонтова, члена ассоциации «Дети военного Сталинграда», рассказанные Федору Бондарчуку, дополнят сценарий фильма о Сталинграде.

Троечник Суворов и Хранитель Времени

В конце войны в звании капитана вернулся отец и был назначен председателем постройкома «Сталинградстроя». На этой должности полагался дополнительный паек – Владик впервые за голодные годы поел досыта.

– Какими запомнились школьные годы?

– В первый класс я пошел в с. Алексиково Новониколаевского района. Первая и единственная похвальная грамота была получена именно там.  Потом учился в 8-й школе, ныне лицей №5, на ул. Мира, у Б.В.Бриккера, прекрасного директора и Человека с большой буквы. Кстати, с некоторых пор меня не приглашают  в школу на торжества. На одном юбилейном вечере я сказал: «Ребята, я был троечник!», – и весь зал взорвался аплодисментами –  оказалось, не один я такой! Я всегда был очень активный: занимался в драмкужке, играл на домре в струнном духовом оркестре, состоял в предметных кружках. У нас были замечательный историк – Галина Георгиевна Кузьмина, заслуженный учитель РСФСР, очень умный порядочный человек.

Меня захлестнула история и театр. Я сыграл почти 30 ролей! Несмотря на то, что у меня была «двойка» по русскому, учитель пригласил меня участвовать в чеховском вечере. Тогда я сыграл в водевиле  «Трагик по неволе». Сцена захватила. Еще бы – из женской школы приходили девчонки на спектакли. Однажды Галина Георгиевна решила ставить пьесу, посвященную юбилею Суворова. И мне дали играть  главную роль! Меня загримировали, дали шпагу, ордена…я был очень горд! Как только я вышел на сцену, все поняли, насколько я похож на героя.

Люди-светила всегда были в его жизни. Учителя, наставники, друзья, руководители. Так появился Анатолий Степанович Скрипкин, коллега  по кружку археологов, который вела Дора Израильевна Нудельман. Именно она договорилась с ленинградским ученым В.П. Шиловым, чтобы студенты пединститута участвовали в его экспедиции. Правда, худенького Мамонтова,   который старался «надувать» свои мышцы (все-таки второй разряд по гимнастике!) маститый ученый тогда не принял. Ему нужны были видные, крепкие парни. Но когда ни один из них на сборы не пришел,  Мамонтов решил поехать. Это была его первая серьезная экспедиция.

– Вся  наука археология в моих мозгах – это от них, археологов ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР, мастер-классы, как сейчас говорят, лекции у костра. Я был в  восторге от таких людей, лез во все дыры, был очень подвижный, не раз оказывался в разных переделках, но за меня всегда заступались мои учителя. С осени 1959 г. кружок древней истории стал называться «археологическим». Я стал его старостой, позднее кружок возглавил  А.Скрипкин. С тех пор я не пропустил ни один полевой сезон. Однажды после удаления аппендицита, я сказал, что твердо решил поехать на раскопки. Студенты хохмы ради, носили меня по раскопкам на носилках. Я гордо возлежал на них как римский патриций. Студенты все время пытались опрокинуть меня в погребальную камеру.

В 1964 году Владислав Иванович Мамонтов первым из волгоградских археологов получил Открытый лист Института археологии АН СССР – разрешение на право раскопок курганов и других археологических объектов в пределах Волгоградской области. Большая часть экспонатов краеведческого музея – те, что найдены в экспедициях Мамонтова.

В прошлом году вышла в свет Археологическая энциклопедия Волгоградской области – итог исследований археологов, работавших в регионе на протяжении 150 лет. Именем нашего старейшего археолога области подписано 183 сообщения. Другие авторы, в прошлом – воспитанники  археологического клуба «Легенда». Его лекции «Тайны седых курганов и исчезнувших городов» будоражили детские умы, звали на поиски и открытия. За всем этим ребята шли в клуб «Легенда», первоначально организованный для школьников. В 2013 г. клуб отметит полувековой юбилей. Те, с которыми Мамонтов совершал когда-то вылазки в степь, стали маститыми археологами: Александр Ситников,  Валерий Клепиков, Алексей Кияшко, Евгений Мыськов, Евгений Круглов, Леонид Гуренко, братья Сергей и Юрий Демиденко. Клуб – долгожитель, под стать предкам своего основателя. Прадед Владислава Ивановича жил 125 лет, бабушка – 89 лет, мама –  94 года, а тетушки по 80-90 лет…Археологу Мамонтову исполнилось 75 лет – зов предков не стал глуше, грядут новые экспедиции, находки, открытия…

P.S. Имя В.И. Мамонтова занесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

Елена МАЛАЯ, пресс-центр ВГПУ

Entry filed under: Собеседник. Tags: , .

Жизнь по справедливости Стипендиально важный вопрос

Добавить комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


