История как состояние души

Май 30, 2011 at 9:19 дп Оставьте комментарий

О геральдике, дополнительном образовании и стабильности

Светлана Васильевна Соловьева – доцент кафедры истории России. С 2002 года — декан факультета дополнительного образования, которому в этом году исполнилось 10 лет. За плодотворную работу по подготовке педагогических кадров, большой вклад в развитие ВГПУ, за личный вклад в воспитание детей и молодежи, развитие детского общественного движения Светлана Васильевна была награждена Почетными грамотами.
Знаки и символы окружают нас повсюду – Светлана Васильевна, почему Вы стали заниматься историей? – Моя мама была заведующей районным архивом, и там прошло практически все мое детство. Думаю, это был знак, указывающий будущую профессиональную деятельность. А вообще я хотела стать врачом. Но однажды у нас умер котенок, для меня это стало трагедией. Мама мне сказала: «Какой тебе мединститут?». И мы стали искать другой вариант. Когда я поступала, исторический факультет считался политическим. А я была общественница, активная комсомолка. Я знала, что такое документы, которые хранят историю и ни минуты не жалею о своем выборе. Даже представить не могу, что я могла бы быть кем-то другим, кроме как историком и педагогом. Общение со студентами для меня – это некая энергетическая подпитка. Я получаю от этого общения огромное удовлетворение. Так получилось, что я ни дня не работала в школе. После окончания учебы я вышла замуж, год была старшим лаборантом в медицинском институте на кафедре общественных наук, а затем стала там преподавать научный коммунизм. Спустя десять лет вернулась в alma mater, поступила в аспирантуру. С 1991 года моя судьба неразрывно связана с педагогическим университетом. – Вас считают экспертом в области геральдики. Откуда возник интерес к этой области знания? – Из вспомогательных исторических дисциплин, которые я преподаю, геральдика и эмблематика привлекают мое наибольшее внимание. Их называют «ключами к тайнам истории», потому что они помогают извлекать информацию из вещественных и письменных источников. Во время учебы я на занимательно-познавательном уровне увлекалась этими дисциплинами и моя заинтересованность усилилась, когда я сама стала преподавать. На курсах повышения квалификации нам читал лекции один из ведущих геральдистов А.П. Черных. Он был похож на испанского гранта. И тогда я окончательно влюбилась в геральдику. Изучая эти дисциплины, понимаешь, что ничего нет случайного в окружающем мире. Мы надеваем украшения, выбираем одежду определенных цветов и у этого есть свои объяснения, тайные смыслы. – Герб отражает то, что происходит в обществе? – Герб – это не открытка, и в нем не могут отражаться все изменения. Считается правилом хорошего тона, если он долго не меняется. Герб предназначен выражать общую идею, которая на протяжении многих поколений не должна изменяться. – Есть ли какой-то тайный смысл в изменении герба Волгоградской области? –Я являюсь членом городской конкурсной комиссии по изменению герба. К сожалению, геральдика там стоит на втором или третьем месте. На первом – политика. Может быть, этому есть какие-то объяснения. Если рассматривать возвращение царицынского герба – это одна ситуация, если создавать эмблему, отражающую роль нашего города во Второй мировой войне – другая. Общество сначала должно прийти к единому мнению по поводу того, что должен выражать наш герб. Мне кажется неправильным по сути, что объявили конкурс на изображение. Когда мы обсуждаем картинки, возникают полярные мнения. С 2008 года ни один из предлагаемых вариантов не набирал необходимого количества баллов. Нужно сначала провести конкурс на идею, и только, когда она сформируется, посмотреть: будет большинство за возвращение старого царицынского герба либо за модификацию герба 1968 года, который мы сейчас имеем. Только потом мы сможем давать заказ художнику на воплощение этой идеи художественными средствами. – А какой вариант поддерживаете Вы? – Я считаю, что из-за особого статуса города-героя, Золотая Звезда обязательно должна найти свое отражение в гербе Волгограда. В проекте В. Коваля она располагается под щитом. Я против того, чтобы Звезда была «в ногах» герба. Слишком много крови пролито, чтобы помещать ее в наименее значимой части. Нужно думать, как сделать, чтобы элементы герба указывали на подвиг нашего города. Мобильность дополнительного образования – Светлана Васильевна, недавно на факультете дополнительного образования успешно прошел День открытых дверей. Почему сейчас так актуально получение дополнительного образования? – Раньше достаточно было получить одно высшее образование, чтобы выстраивать свою карьеру. Нынешние частые изменения на рынке труда заставляют менять свою образовательную траекторию. Кто-то идет по пути расширения своих компетенций, связанных с основной специальностью, а кто-то осознает, что нужно изменить профессию. У нас есть такие программы дополнительного образования, аналогов которых нет в основных. Но получать дополнительное образование нужно тогда, когда есть конкретные планы и предложения. Сейчас работодатели считают, что неприлично иметь одно образование. Не могу сказать, хорошо это или плохо. Я знаю, что перед молодежью открываются большие перспективы, но вижу, как их трудно у нас реализовать. И мне очень обидно, когда лучшие умы находят себе применение за рубежом. — Как строятся отношения преподавателей факультета со студентами? – Наши студенты очень разные. Самому старшему слушателю 60 лет. Некоторые преподаватели говорят, что с ними интереснее работать, потому что они четко знают, зачем пришли и что хотят услышать. Они могут прямо сказать, что им материал не интересен, нужен другой. Преподавателю приходится перестраиваться. По их просьбам мы приглашаем специалистов-практиков с различных предприятий. К тому же учебный план мы строим в соответствии с основными требованиями базового стандарта, но и включаем такие дисциплины, которых нет в основном, а они востребованы слушателями. – Какие перспективы открывает перед вашими выпускниками полученный диплом? – Как правило, они трудоустраиваются именно по дополнительной специальности. Количественный рост слушателей является тому ярким свидетельством. Первый набор 2000-го года был 30 человек, и было 3 программы. В этом году у нас 738 человек и 30 программ. Срабатывает реклама и так называемое «сарафанное» радио. Ведь если бы была плохая подготовка, то это сразу заметили бы. Для многих нынешних работодателей существенным является тот факт, что их сотрудники получают дополнительное образование, тем самым повышая свою квалификацию. ¬– С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе? –Поговорка «Как потопаешь, так и полопаешь» про нас. Если мы не будем работать так, чтобы к нам шли, то результат будет неутешительным. Это касается всего: внешнего вида, поведения, уровня преподавания. У наших сотрудников ненормированный рабочий день. Раньше шести вечера никто не уходит. Мы должны организовывать работу так, чтобы в любое время человек мог позвонить и получить исчерпывающий ответ. – Что можно сделать для улучшения работы факультета? – Во-первых, регулярное проведение маркетинга рынка позволит быстрее всех определять самые актуальные направления. Во-вторых, необходимо активнее развивать дистанционные формы образования. Это ускоряет процесс обучения, и образование от этого не страдает, если все делать, как полагается. В-третьих, использование различных современных технологий. А самое главное – это желание работать. Ситуация в стране для дополнительного образования благоприятна. Разве что юридическая база хромает: не обновляется с 2002 года. Проекты разрабатываются, но не доходят до конечной точки. Стабильность в меняющемся мире – Какие изменения Вы хотели бы внести в сегодняшнюю жизнь? – Хочется уверенности в завтрашнем дне. Поскорее бы закончилась тряска, связанная с реформированием системы образования, чтобы мы не жили как на вулкане. Чтобы не пришел новый «Иван Иваныч» и не сказал: «А не поставить ли нам на всем этом крест?!», чтобы основные концептуальные положения не зависели от личности, а были действительно приняты обществом. Нам нужна какая-то светлая идея, которая могла бы объединить наше общество. Это не может быть материальной идеей, ведь они не объединяют. – А что объединяет? – Семья. Потому что она должна быть на первом месте. Но и без своей профессиональной жизни я себя не мыслю. Как-то я шла на занятие, и один студент меня спросил: «К нам идете?», а я ответила: «К себе». История для меня – это состояние души. Беседовала Рада КУТЫЕВА, песс-центр

Entry filed under: Собеседник. Tags: .

Добро пожаловать в Институт Конфуция! Что почитать

Добавить комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


