Тест, но не ЕГЭ

Май 30, 2011 at 9:46 дп Оставьте комментарий

Президент РФ Дмитрий Медведев в апреле высказался за принятие федерального закона о тестировании школьников на наркотики. До утверждения этого документа регионам предлагается право самостоятельно принимать решения о проверке учащихся. Тема живо обсуждается в средствах массовой информации, в Интернете и детьми, и родителями, и работниками сферы образования.

Мы побеседовали на тему наркотестирования в школах и вузах со специалистами нашего университета – Е.В. Бенедицкой, главным врачом Центра медицинской профилактики, С.Б. Думовым, к.п.н., доцентом кафедры социальной работы и Т.Н. Орешкиной, к.и.н., зам.декана по социальной    и воспитательной работе  факультета истории и права. 

— Елена Вениаминовна, как в нашем вузе обстоит дело с профилактикой наркозависимости среди студентов и пропагандой здорового образа жизни?

-Мы регулярно проводим беседы, профилактические осмотры первокурсников на входе, в том числе, осматриваем кожные покровы. Мне бы очень не хотелось, чтобы возникла необходимость в открытии наркологического кабинета на территории нашего университета. Мы  выпускаем информационные листы, надеемся, руководители структурных подразделений доносят информацию до сотрудников и воспитанников. На злободневные темы, например, профилактику гриппа, создаем видеоролики, постоянно проводим разъяснительные беседы о вреде табакокурения и среди сотрудников, и среди преподавателей университета.

– Сергей Борисов, в предварительной беседе вы сказали, что рисовать плакаты – это устаревшие методы.

– Наш университет обладает уникальным потенциалом, которого нет в других вузах города. Мы готовим специалистов,  по крайней мере, на 3 специальностях – социальная работа, социальная педагогика и связи с общественностью – которые способны проводит такую тематическую работу квалифицированно. Этих специалистов привлекают на городские площадки, в систему КДМ, в волонтерские группы. Мой тридцатилетний опыт работы показывает, что проводить профилактическую работу тотально – малоэффективно, здесь нужен дифференцированный подход. Первокурсники должны проходить не только медосмотр, но и профессиональную психологическую диагностику. Я как историк-правовед, с уверенностью могу утверждать, что идея Президента не отменяет действующую Конституцию, которая гласит, что информация о здоровье – личная информация, она не может быть афиширована. С другой стороны, что делать с выявленными данными, обнаружившимися фактами? До 1996 г. действовали статьи УК, которые предусматривали ответственность за употребление наркотических веществ, сегодня они отменены. Наше государство придерживается позиции – употребление наркотиков – личное дело каждого.

Наркомания  – это проблема девиантного поведения. В советский период существовала идеологическая система, ее отсутствие ничто не восполнило. Сегодня подросток оказывается один на один со своей проблемой. Мы проводили такой эксперимент: просили классного руководителя 3-го класса отметить детей, на которых стоит обратить внимание при переходе на среднюю образовательную ступень. Из 26-28 детей, они называла 10-15 %. После нашей диагностики их оказалось 68-72%. Учительница не обнаружила проблем, которые пока не проявились, но уже зародились. Вообще начинать работу надо с детьми 3-летнего возраста – когда они входят в социум.

– Иначе говоря, речь идет о дошкольном образовании и о преемственности в образовательно-воспитательном пространстве?

– Да, в этом возрасте ребенок выходит за пределы семьи. И в это время рядом должны быть специалисты, воспитывающие его с учетом индивидуальных социальных  и психологических особенностей.

Наш вуз второй после сельхозакадемии, где обучается много ребят из сельской местности. Многие из них приехали из казачьих районов, где сильны патриархальные устои, прочная система ценностей. Но есть и другие районы области – Котельниковский, Октябрьский, Палласовский, Старополтавский, где наблюдается пограничное состояние. Некоторые ребята из этих районов, оказавшись в мегаполисе со всеми его соблазнами, не хотят казаться «лохами» и могут согласиться попробовать только по одной этой причине. Также внимательно надо присматриваться к ребятам из районов близких к Астраханской области, из Среднеахтубинского, Ленинского района, из Советского и Дзержинского районов Волгограда.

– Татьяна Николаевна, на Ваш взгляд, можно ли консолидировать усилия в нашем университете, чтобы, не дожидаясь принятия законодательных актов,  проводить профилактические мероприятия?

– Мы это делаем. Четыре года назад у нас была проблема с наркотиками, были отчислены из университета два наших студента. Сегодня с каждой группой беседует куратор, каждый студент расписывается после этой беседы, куратор выделяет обнаружившиеся проблемы. Здесь важны два момента: профилактика и правовые аспекты. Я поддерживаю Сергея Борисовича, у нас отсутствует идеология. Я не говорю о масштабах вуза, мы как раз пытаемся восполнить ее отсутствие. Я говорю о масштабах всей страны. Я вернулась недавно из Восточной Германии. О наркотиках говорят уже с малышами, в системе дошкольного воспитания. Рассказывают, как будет плохо для здоровья, как будут переживать мама и папа. Эти беседы проходят в игровой  форме.

– Сергей Борисович, мы можем перенять опыт европейских коллег?

– В какой-то степени да, но у нас уровень гражданского сознания другой. У них очень хорошо работают институты гражданского общества. У нас попытки создания организаций зависимых людей, бывших наркоманов, в большинстве своем носят либо эпизодический характер, либо являются прикрытием для распространения наркотиков. Об этом официально свидетельствует и прокуратура, и наркоконтроль. Я являюсь экспертом областного наркоконтроля и мне приходится сталкиваться с разными ситуациями. Иногда общественная организация, которая помогает проводить профилактическую работу, на деле является «крышей» для распространения наркотиков. В европейских странах институты гражданского общества часто являются инициаторами принятия законодательных актов.

– Принесет ли принятие закона тот эффект, который от него ждут?

Т.Н.Орешкина:

– Когда мы затрагиваем одну сферу, а не решаем другие проблемы, какой может быть эффект? Теоретически мы уровень правосознания повысим. А проблема социальной адаптации? Проблема финансирования? Я не хочу быть пессимистом, но…

С.Б Думов:

– Если это будет не один законодательный акт, а комплекс мер, то можно говорить об эффективности. Сегодня употребление наркотиков – это девиантное поведение, а не уголовно наказуемое деяние.

– Что нужно делать в образовательном учреждении высшего профессионального образования, чтобы профилактические действия были эффективными?

Т.Н. Орешкина:

– Я учусь у студентов. К примеру, в социальных сетях ребята закладывают проблему и она «обмусоливается» ими. Недавно мы со студентами как раз обсуждали фильм о наркотиках, распространенный в сети. Мы не акцентировали внимание на жутких сценах, а говорили о преодолении и правовом аспекте. Нужны визуально яркие примеры. Знаете, как в  Японии борются с курением? В центре столицы установлен огромный шар и в нем –  легкие курильщиков, которые видны из каждой точки Токио. Без поддержки государственных структур здесь не обойтись.

С. Б. Думов:

– Необходимы люди, для которых такая деятельность была бы профессиональной. Тогда можно говорить о построении системы работы, о преемственности. У нас есть квалифицированные специалисты на кафедрах педагогики, психологии, но их не привлекают для работы с молодежью и подростками. Более 40% молодых людей начинают «подсаживаться» на наркотики, потому что не находят себя в ни в учебном плане, ни в социальном. У нас было структурное подразделение отдела воспитательной работы, где с такими ребятами работали.

– Может, есть необходимость возродить такой центр?

– Парадоксально, что его в нашем вузе нет. В сельхозакадемии есть, в горхозе тоже, в политехе есть. Зачастую студенты спрашивают: «Почему в университете никому не нужно то, что мы делаем? Почему это нужно городу и колледжам, где мы проходим практику?». В прошлом году в конкурсе комитета по образованию мы  получили грант на подготовку заместителей директоров по воспитательной работе по профилактике наркозависимости в молодежной среде. Мы обучили 92 директоров школ и сузов. В то же время на уровне ФПК мы не работаем.

На конференции «Насилие в молодежной среде» не было свободных мест, потому что проблемы, которые там поднимались, актуальны. Вот бы разработать специальный курс и пригласить людей, которые хотят заниматься этой темой.

Елена МАЛАЯ, Рада КУТЫЕВА, пресс-центр ВГПУ

Advertisements

Entry filed under: круглый стол. Tags: .

Здоровье: раздаем бесплатно и в хорошие руки Физики в роли лириков

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: