Здоровье: раздаем бесплатно и в хорошие руки
30 мая, 2011 at 9:39 дп Оставьте комментарий
Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли,
так гимнастика очищает организм.
Свифт Д.
Информационным поводом для статьи послужило участие нашего университета в конкурсе «Вуз здорового образа жизни», организованном Федеральным агентством по образованию, при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия».
О том, что стоит за словосочетанием «здоровый образ жизни» мы попросили рассказать заведующую кафедрой физической культуры, теории и методики обучения физической культуре Ирину Юрьевну Головинову.
–Из своей школьной жизни (опыт трех школ) я хорошо помню около дюжины учителей. Среди них – учителя математики, русского, биологии и литературы… А вот учителей физкультуры не помню… Или подобной амнезией страдаю только я? Опросила нескольких знакомых — результат тот же! И это, наверняка, неспроста.
–Я убеждена, у нас уже давно сложились два стереотипа. Это устойчивый негативный стереотип учителя физкультуры как человека, периодически переходящего с русского языка на мат с целью усиления воздействия на бестолковое детское сознание, которого, увы, не назовешь образцом высокой культуры, и стереотип урока физкультуры.
– А где же лидеры, умеющие зажечь сердца детей, профессионалы, на чьих уроках формируются приверженцы активного образа жизни (чтобы — зарядку по утрам, по выходным – в походы, летом купаться, зимой на коньки и т.д…)
–Здоровый образ жизни – это не просто ряд процедур, а скорее, особый образ мышления, состояние души. И формированием потребности в физической активности нужно начинать заниматься как можно раньше (в семье – с рождения, в системе образования – с детсада).
–Почему сейчас этот процесс пробуксовывает?
–Тому есть ряд причин. Во-первых, непривлекательность педагогического труда вообще – причина, по которой многие выпускники педвузов, увы, часто вообще до школы не доходят. Конечно, речь идет лишь о тенденциях, и хорошо, что есть исключения. А это значит, что учителя физкультуры, увы, не всегда пользуются доверием детской аудитории. Во-вторых, недостаточный профессионализм преподавателей физкультуры – это когда вас неподготовленным теоретически и не разогретым физически выпускают на длинную дистанцию – верный способ вызвать отвращение ко всякого рода нагрузкам; через несколько минут у вас наступает, так называемая «мертвая точка», когда сбивается дыхание, вываливается язык и колет во всех боках; вы не знаете, как выйти из этого состояния, а ведь объяснить и помочь – это тоже задача учителя. Кроме того, отсутствие преемственной системы физического воспитания. Так, для детсадов вообще не готовят педагогов-физкультурников, хотя раннее детство – это целая страна со своими законами. В школах количественно все более или менее системно, если не вдаваться в детали и не требовать, например, чтобы все школьники на уроках получали нагрузку, а не сидели со справками на «скамейках наблюдателей», что здоровья, им, конечно, не прибавляет. Сейчас в школьной программе вводятся обязательные трехразовые занятия физкультурой. В вузах – 2 занятия в неделю и по одному на 3-4 курсах, что является одной из причин того, что некогда стройные фигурки студенток вдруг начинают «плыть». В современном мире уже недостаточно просто физического воспитания, речь должна идти о физическом образовании учеников.
–Можно ли улучшить ситуацию?
–Физическая активность – очень недорогой способ оздоровления нации. Правительства многих стран скрупулезно подсчитывают, во что им обходятся те, кто заботу о своем здоровье видит лишь в посещении врачей. Нужно повышать имидж профессии, создавать лучшие условия для работы и постоянно повышать квалификацию тех, кто сейчас работает педагогами физического воспитания. Следует, конечно, исключить формализм, чтобы педагогов на курсах повышения квалификации реально знакомили с новейшими методиками и передовым опытом, помогали им в развитии их компетентности. Сегодня существуют качественно новые методики, физкультура не стоит на месте. Задачка для любопытных: загляните на урок физкультуры и найдите 10 отличий между своими уроками физкультуры и современными. Если не нашли – увы, об этом наш разговор.
Было бы здорово, если бы наши студенты могли с самого начала обучения выбирать себе спортивные секции по интересам, это здорово подстегнуло бы их активность. Вообще, в нашем вузе (вследствие преобладания прекрасной половины человечества) самыми востребованными являются занятия фитнесом, есть мечта открыть зал для преподавателей. Вообще, среди сотрудников и преподавателей немало тех, кто вечерами приходит в спортзал заниматься, но раньше их было больше. Приобщение к физической культуре, поддержание своего здоровья и самочувствия необходимо популяризировать в университете.
Беседовала Ольга МИННИКОВА, пресс-центр ВГПУ
Entry filed under: Если хочешь быть здоров. Tags: вуз здорового образа жизни.
Trackback this post | Subscribe to the comments via RSS Feed