Кадры решают все. К 80-летнему юбилею кафедры педагогики

Ноябрь 11, 2011 at 8:23 дп Оставьте комментарий

Как тонко построен исторический календарь!.. Юбилеи нашего педагогического университета, как и дни рождения его ровесницы — кафедры педагогики, всегда выпадают на День учителя.

Вероятно, соединением этих дат руководит не только простое совпадение – хотя именно с началом октября 1931 г. первые студенты Сталинградского педагогического сели за институтские парты, а кафедра педагогики открыла двери первым преподавателям-педагогам. В переплетении дат есть очевидный глубокий смысл. 80 лет в колыбели вуза пробуждаются Учитель в Человеке и Человек в Учителе. 80 лет кафедра педагогики ведет непрерывный процесс приобщения студентов к тайнам мастерства настоящего Педагога.
За историей педагогической науки и кафедры педагогики – яркие одаренные личности, с судьбами, зачастую, непростыми, как и сама история нашей страны, и как ее неожиданные перипетии – иногда противоречивыми.
Первым заведующим кафе¬дрой педагогики был 25-летний Максим Михайлович Гафинович. Эту должность он совмещал с ра¬ботой заместителем директора по учебной части пединститута, а в течение двух лет – исполнением обязанностей директора Сталин¬градского педагогического.
Некоторое время в 1936 г. кафедрой заведовал известный отечественный историк педагоги¬ки Алексей Васильевич Ососков. Но и его, и
М.М. Гафиновича как личностей неординарных, самостоятельно мыслящих в 30-х годах не могли обойти политические ре¬прессии.
Четыре года, с 1936 г., кафе¬дра педагогики Сталинградского пединститута находилась под руководством Г.Г. Ващенко. Он сам и его судьба крайне противоречивы и до сих пор вызывают различные, порой противоположные оценки и суждения.
А дальше на историческом циферблате – Великая Отече¬ственная война. Многие сотрудники кафедры стоически трудились в тылу, внося свой вклад в победу над врагом, многие, выполняя священный долг перед Родиной, отличились на фронтах. Ярким цве¬том вписаны в историю кафедры славные военные подвиги преподавателей А. Д. Зайченко и Н.Е. Ковалева, доцентов В.Ф. Афанасьева, И.Ф. Назарова и И.И. Кирсанова.
Новый этап в развитии кафе¬дры связан с именем Бориса Фе¬доровича Райского, который стал в 1951 г. заведующим кафедрой педагогики после почти 10-лет¬него руководства Красноярским педагогическим институтом. Сильная, талантливейшая личность, поднявшая на небывалую высоту педагогическую науку института. По инициативе Райского и под его руководством организуется Волгоградская педагогическая лаборатория АПН РСФСР. В годы руководства Райского на кафедре педагогики трудились ставшие впоследствии известными учены¬ми П.И. Пидкасистый, Н.И. Бабкин, И.А. Редковец, Г.И.Школьник. В эти годы в научном поиске Райского доминируют две актуальные темы – политехническое образование и самообразование. В последние годы в работах ученого акцент делается на вопросах воспитания «трудных детей» и профилактике правонарушений.
Важнейшим событием в жизни кафедры стал приход на кафедру в 1974 г. талантливейшего ученого, профессора Владимира Серге¬евича Ильина. Под началом В.С. Ильина в Волгограде была создана одна из крупнейших научно- педагогических школ 70 – 80-х годов, к деятельности в которой были причастны такие известные отечественные ученые-педагоги, как В.В. Краевский, Ю.К. Бабанский, Е.В.Бондаревская и др., произошло усовершенствование структуры коллективного исследования на кафедре, новой темой которого стала проблема целостного учебно-воспитательного процесса.
Одна из ярчайших страниц истории кафедры педагогики связана с именем Фаины Константиновны Савиной (1938 — 1997). Ее отличали поразительный человеческий и педагогический такт, умение вести научные споры, доброжелательность, уважение к людям, искреннее желание помочь коллегам, не обидев человека, не унизив его достоинства. В 1994 г, она была утверждена в звании профессора кафедры педагогики и с того же года – ученым секретарем диссертационного совета университета. Ф.К. Савина завершила докторское диссертационное исследование, которое не успела защитить в связи с болезнью. Но традиции, заложенные талантливым ученым, чтутся до сих пор.
В 1997 г. кафедру возглавил Н.К.Сергеев, тогда проректор по научной работе, яркая личность, талантливый ученый-педагог, харизматичный руководитель. Человек поразительной трудоспособности, принципиальности, строгости, неподдельного обаяния и такта, кипучая деятельность и организаторский талант которого обеспечили большое влияние ведущей кафедры вуза на вектор и характер учебно-воспитательного процесса всего образовательного пространства Южного региона России.
Сегодня Николай Константинович возглавляет наш вуз, при этом не забывая родную кафедру, помогая молодым педагогам-исследователям своими знаниями и своим авторитетом. Как научный руководитель он подготовил 9 докторов и 43 кандидата педагогических наук.
Последнее десятилетие, продолжая научную традицию целостного подхода к исследованию педагогического процесса, помимо проблематики непрерывного образования (рук. – проф. Сергеев Н.К.), кафедра активно занялась исследованием инновационных процессов в образовании (рук.– проф. Куликова С.В.), природы педагогических средств реализации личностного подхода в образовании (рук. – проф. Крюкова Е.А.), воспитательной деятельности в условиях радикальных перемен в обществе (рук.– проф. Борытко Н.М.), проблем управления качеством подготовки специалистов (рук. – проф. Сахарчук Е.И.), сравнительными исследованиями в области образования (рук. – проф. Воробьев Н.Е.), проблем полоролевой социализации молодежи (рук. – проф. Столярчук Л.И.).
Эффективность кафедральной аспирантуры – свыше 72 %, что втрое превышает средний российский показатель, определенный Минобразования РФ. Многие выпускники аспирантуры кафедры в настоящее время являются руководителями структурных подразделений университета.
Кафедра достойно несет эстафету поколений, стараясь приумножить накопленный ею огромный учебный и научный потенциал.
С юбилеем, дорогая кафедра! С днем рождения!
Е. А. КОЗЛОВЦЕВА, доцент кафедры педагогики, Ученый секретарь университета

Реклама

Entry filed under: Наука - практике.

ШМИ – десять лет. Подводим итоги Психологи – сто процентов востребованности

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: