Есть проблема!

Август 20, 2012 at 9:58 дп Оставьте комментарий

Статьи, посвященные проблемам русского языка, последнее время принято начинать с тяжкого вздоха. Учителя стараются – учат, преподаватели стараются — доучивают, ученики мучаются – зубрят, студенты мучаются — делают вид, что знают, а уровень грамотности все ниже. Все больше ошибок на страницах и в эфире наших СМИ, не говоря уже о написанных от руки объявлениях, все косноязычнее наша речь. Язык — чудесный, живой, богатый, а мы какие-то бедные и обделенные. Вздыхать не будет, но вот задуматься, пройти по вузовским коридорам , послушать и попытаться поразмышлять над рецептами устранение бедности предлагаем. И давайте договоримся, чтобы не происходило вокруг, давайте по утрам чистить зубы, воздерживаться от матерщины и говорить по-русски.

Мнение эксперта

Лариса Анатольевна ШЕСТАК, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания

— Отчего, на ваш взгляд, так стремительно падает уровень владения русским языком, в том числе и у наших студентов?

­- Причин вижу несколько. Прежде всего это современная установка на жизненный успех как на материальное благополучие. Вспомним появившийся в 90-е годы  ехидный вопрос: «Если ты такой умный, что ж ты такой бедный?». Отсюда падение престижа образованности и начитанности. Сейчас становится совершенно не стыдно не знать  мировой классики, отечественной истории. Многие перестали читать книги, катастрофически упали тиражи газет и журналов, которые когда-то выписывались многими семьями («Литературная газета», «Новый мир», «Иностранная литература»). Далее – превращение многих средств массовой информации в антиэталоны речевого поведения: развязная манера ведения беседы, перебивание собеседника, повышение тона голоса, использование жаргона и арго. А ведь население ориентируется на радио и телевидение и начинает считать, что так теперь, если и не нужно, то, по крайней мере, можно говорить. Наконец, фактор быстрого общения в Интернете, «провоцирующий» сбросить орфографически и пунктуационно не выправленный mail.

Язык – это наше прошлое, заветы предков. Это наше настоящее, правила нашего мироустройства и поведения. Но это и будущее. Не будет языка – и мы не будем русскими, а будем, скажем, американцами русского происхождения. Наши власти же вспоминают о родном языке редко, провозглашая Год русского языка, а затем опять о языке забывая. А посмотрите, сколько средств тратит на распространение английского языка во всем мире Британия!

В мире конкурируют 6 мировых языков (английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский), есть еще рабочие языки ЕС (например, немецкий, итальянский), т.е. речь идет о 6-8 мировых языках-конкурентах. Остальным, скорее всего, будет уготована участь домашних диалектов. Таким образом,  геолингвистика – часть геополитики. Если есть австралийский вариант английского языка, должны быть украинский и казахский варианты русского языка. Ведь мы оставили миллионы русских и русскоязычных соотечественников за пределами России. Нужно помогать им учебниками, словарями, приглашать на конференции, на курсы повышения языковой и методической квалификации и т.д. Таков подход страны, позиционирующей себя в качестве субъекта мировой политики.

 

— Что можно предпринять на уровне вуза, чтобы эти процессы хотя бы притормозить?

­ -Трудно сказать. На факультетах, не связанных с филологией и журналистикой,  есть курс «Русский язык и культура речи». В нем две лекции, остальное – практические занятия, направленные на становление и корректировку у студента языковой нормы: правильное ударение, склонение и спряжение, знание фразеологии, умение строить фразы. Хотя есть, конечно, и некоторые новые формы. Так, новым явлением для волгоградцев, в том числе для наших студентов, стало участие в 2012 г в проводимом по инициативе Новосибирска Тотальном диктанте. Как известно, в 2011 г в качестве текста для тотального диктанта были представлены размышления Дмитрия Быкова о нашем общении при помощи новых электронных фактур речи – Интернета и SMS. В этом году страна писала текст Захара Прилепина «И нам не все равно!» об отношении к своей стране. В Волгограде участие в Тотальном диктанте, который проводился на базе областной библиотеки имени М.Горького,  приняли 96 человек. К сожалению, пятерку получил лишь один человек 1962 г. рождения (к вопросу о качестве преподавания в советской школе, которую сейчас принято ругать!), было также 6 четверок. Основная же масса оценок – «удовлетворительно» (24) и «неудовлетворительно» (65). Но в следующем году все писавшие Тотальный диктант пообещали прийти снова и привести с собой знакомых. Есть у нас и такие формы, как лингвистический КВН на филологическом факультете, предметные Олимпиады. То есть, если нельзя увеличить количество часов на язык – нужно, во-первых,  сделать более интенсивным обязательное преподавание (творческие задания, компьютерные, в том числе дистанционные формы обучения и проч.), а, во-вторых, использовать внеаудиторные формы, формирующие интерес и уважение к родному языку.

 

— Зачем, на ваш взгляд, важно для человека владеть родным языком и письменным и устным, учитывая, что большой процент коммуникаций уходит в сеть и окружающая среда в лице СМИ, кино,  литературной продукции, не всегда демонстрирует образцы высокого уровня?

—  Речь – одна из характеристик человека. У лингвистов есть термин «речевой портрет». Вспомните «Пигмалион» Бернарда Шоу. Речь человека демонстрирует окружающим его образовательный ценз, пол и возраст, политические и эстетические пристрастия и т.п. Поэтому нужно помнить о том, что речь – наша визитная карточка, и зачастую она сообщает собеседнику больше, чем хотелось бы ее автору. Правильная, выстроенная в соответствии с коммуникативным замыслом речь – условие благоприятного впечатления, элемент имиджа наряду с элегантной одеждой, стройной фигурой, легкой походкой. Появиться на людях немытым, замасленным, в рваной одежде считается неприличным. Писать же в чатах и на форумах предложения без прописных букв и пунктуационных знаков, используя жаргонизмы и арготизмы, а то и вообще обсценную лексику, многие считают возможным. В тексте Тотального диктанта за прошлый, 2011 г. Дмитрий Быков писал как раз о том, что присланный вам mail с ошибками, склеенными словами, без знаков препинания надо удалять не читая.  Таким образом, владение языком – это точность в передаче смысла, а значит – успех предпринимаемых вами действий. В конечном счете – способ оптимизации вашей деятельности и средство создания имиджа. Если это входит в ваши жизненные приоритеты, вы обязаны быть человеком грамотным.

Реклама

Entry filed under: Uncategorized.

Профсоюзный лидер — ядро студенческого коллектива  А вот д…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: