Раскол общества начинается с раскола языка

Август 20, 2012 at 10:03 дп Оставьте комментарий

Василий Павлович Москвин — доктор филологических наук, профессор, лауреат премии «Литературное наследие» (2012) и премии Волгоградской области в сфере науки и техники (2009). Автор более ста шестидесяти научных и научно-методических работ по стилистике, стиховедению, риторике и теории аргументации, акцентологии и пр., профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

 

—      Василий Павлович, чем вы объясните явное снижение грамотности населения?

—      В культуру, науку, образование надо вкладывать серьезные средства. Если этого не делать, то мы будем вынуждены вкладывать в полицию и армию. Когда люди перестают хорошо учиться, читать книги, они перестают говорить на литературном языке, переходят на жаргон. Ещё недавно мы были нацией читающей и правильно говорящей. Теперь мы постепенно становимся нацией пьющей и ругающейся. Буквально на глазах меняется речь людей, меняется их поведение – к сожалению, не всегда в лучшую сторону.

—      Вы полагаете, снижение грамотности населения находится в прямой зависимости от недостаточного финансирования сферы образования?

—      Замученный подработками школьный учитель вряд ли сможет дать качественные знания. Да и профессора не гнушаются репетиторства. А ведь для нас главное – читать специальную литературу, работать со студентами и аспирантам, писать пособия и монографии, иметь журнальный рейтинг… Большинство преподавателей, конечно же, несмотря ни на какие трудности старается дать учащимся качественные знания. Россия всегда жила людьми самоотверженными, всегда стояла на труде подвижников, но таких немного. Специалисты, в образование которых вложены и средства, и силы, покидают страну. Недавно уехала моя аспирантка в Германию, блестяще защитив диссертацию… Это та самая «утечка мозгов», о которой говорит наш президент. Россию оставляют лучшие, это тоже не способствует повышению общего уровня грамотности.

—      В ФГОС изрядно сокращены часы на изучение русского языка в высших учебных заведениях.

—      Мы это уже проходили. В 60-е годы в отраслевых вузах отменили предметы, связанные с культурой речи, в результате произошел всплеск неграмотности среди работников технического профиля, тогда-то и появились «слесарЯ» и «бухгалтерА». Затем эти дисциплины вернули, произошло улучшение. 6 лет назад отменили на филфаке (!!) культуру речи, часы сокращают: раньше на риторику отводился год, в течение которого я вел серьёзную работу по особой разработанной мною методике, используя специально созданный мной учебный комплекс, включающий 3 пособия и словарь. В конце периода обучения речь студентов становилась богаче, разнообразнее. Теперь я должен как-то уложиться в полгода… Результаты вполне предсказуемы.

—      Как вы оценивает роль интернет-пространства в части его влияния на общее состояние языковой грамотности?

—      Есть много положительных моментов. Западные университеты оцифровавают сотни тысяч книг: от новейших монографий до редчайших, ранее недоступных для нас средневековых изданий – на английском, немецком, французском, на латыни, на древнегреческом… всем этим богатством можно и нужно воспользоваться. Но читаем мы, к сожалению, всё меньше… Зайдите в зал новых поступлений в нашей библиотеке. Много ли там увидите наших студентов, аспирантов, преподавателей? Раньше новые поступления в библиотеку – это было событие, которое нельзя было пропустить, которое обязательно обсуждалось с коллегами. А сегодня и феномен профессионального общения исчезает. 

—      Русский язык как международный сдает свои позиции?

—      Не могу сказать, что сдает. Но нужна целевая программа по сохранению русского языка, необходимо открывать и поддерживать центры по изучению русского языка за границей, ведь там мощнейшая сила – миллионы бывших наших соотечественников. Многие, к сожалению, уехав за рубеж и включившись в чужую культуру, забывают родную. Мы не должны этого допускать. Наши бывшие сограждане должны оставаться нашими союзниками, где бы они ни находились.

—      К чему ведёт речевая неграмотность?

—      Раскол народа начинается с раскола языка. Приведу воспоминания журналиста Михаила Кольцова о дореволюционной  гимназии: «Разница по языку в классах [имеются в виду социальные классы] у нас была ужасающая: купцы говорили на одном языке, рабочие – на другом, интеллегенция – на третьем. Друг друга не понимали, да и понимать не старались». Возникает вопрос, в чем причина непонимания, которое развело нас по разные стороны баррикад в 17-ом году. Мне кажется, одна из причин – язык. Тогда мы не смогли договориться, поскольку говорили на разных языках – и в прямом, и в переносном смысле.

—      Что делают преподаватели нашего вуза, чтобы уровень речевой культуры студентов повышался?

—      Древние греки говорили, что учение есть подражание лучшим образцам. Для наших преподавателей главное – развиваться и самосовершенствоваться, чтобы нашим ученикам было с кого брать пример. Замечу, что наш университет – один из лучших в России. В рейтинге педагогических вузов мы находимся в первой десятке. Наш профессорско-преподавательский состав представляет собой серьезную силу. Нас знают, нас уважают. Простой пример: индекс цитирования проф. В.И. Карасика составляет более 2 тыс. ед., индекс цитирования проф. В.В. Серикова может перекрыть совокупный индекс целого факультета. Студентам есть на кого ориентироваться!

—      Какие рекомендации вы даете студентам, желающим повысить свою речевую культуру?

—      Основный путь – самообразование. Прекрасный ответ дал на подобный вопрос академик Д.С. Лихачев: «Люблю читать словари». Один мой знакомый (не филолог) говорил о таком чтении: «Почитаю, ужаснусь, запомню». Приобретайте толковые словари, словари трудностей русского языка, словари синонимов, учебные пособия, выполняйте иногда по ним упражнения, а главное – почаще читайте русскую классику.

 

         Беседовала Елена Малая, пресс-центрИзображение

Реклама

Entry filed under: Uncategorized.

 А вот д… «Наш стиль» — победа!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: