То, что написано пером…

Август 20, 2012 at 9:53 дп Оставьте комментарий

Николай Николаевич, сейчас Вы уже признанный  эксперт в области искусства шрифта. Откуда возник интерес к этой области знаний?

— Интерес возник совершенно случайно. Когда я еще учился по специальности «Графика» во Львовском полиграфического институте, у нас был замечательный преподаватель, который вел предмет «Искусство шрифта». И с третьего курса он начал меня ориентировать на то, что мне нужно остаться в институте, потому что я был отличником учебы, стипендиатом. Он предложил мне после окончания учебы остаться там преподавать, а я ответил, что никогда в жизни не буду работать со студентами. Но так получилось, что я все-таки остался на кафедре и дал свое согласие работать. И вот с тех пор я преподаю дисциплину «Искусство шрифта» и уже  добился того, что стал и членом Союза каллиграфов, и членом Союза художников.

Чем отличается львовская школа графики от волгоградской?

-Сейчас практически уже ничем. Когда я приехал в Волгоград уже на постоянное место жительства, первое, что мы сделали – открыли кафедру рисунка и живописи и при ней открыли специальность «Графика». Надо отметить, что таких  кафедр только три: во Львове, в Москве и в Волгограде. Во Львове на кафедре «Иллюстрация и оформление книги» работало всего-навсего девять человек, несмотря на то, что ей в этом году исполняется аж 90 лет. Эта кафедра имеет очень крепкие традиции, на ней работал и был заведующим  Герой Социалистического Труда, художник Василий Ильич Касьян, художница  Алена Львовна Кульчицкая, людей известных, достойных там было немало. Мы еще очень молоды, в этом году  специальностям ИЗО исполнится 20 лет. Поэтому впереди у нас еще долгий интересный путь.

­  Чем будет отличаться студент, который получил  эту специальность в ВГСПУ, от студента, который, допустим, получил специальность в Московском  институте печати или во Львовском?

—       Когда я только приехал сюда, я уже имел методические наработки, у меня были книги, пособия, и я привез собой это все и в первые годы работы в Волгограде показывал их студентам, чтобы по ним учились, как надо делать. Сегодня ребята выросли настолько, что они переросли уже львовскую школу. Что касается московских вузов, у них на специальность «Оформление и иллюстрация книги» набор 25 человек, но на курсе обучается до сорока.  У нас есть группы по три-пять человек. Здесь каждый студент имеет возможность пообщаться с профессором один на один, а не просто видеть его раз в неделю на лекции.

Наши занятия индивидуальные. Студенты делают своими руками такие  вещи! Они на диплом выставляют готовые напечатанные книги. В Москве  так не делают. Недавно у нас была аккредитация, приезжала Татьяна Олеговна Бердник, которая была государственным экспертом, и она дала заключение о том, что в Волгограде есть своя сложившаяся школа графики». Наши специалисты  уже с третьего-четвертого курса работают.  И фирмы, которые к нам обращаются с предложениями по трудоустройству или с заказами, все отмечают, что у нас очень хорошие выпускники.

А Вам самому никогда не хотелось перебраться поближе к столице?

Никогда. Хотя был момент когда меня звали в один из вузов на должность декана, тогда  я уже закончил аспирантуру во Львове, защитил кандидатскую. Я отказался, ответил, что у меня своя кафедра.

Москва – мегаполис, в котором люди бегают туда-сюда, абсолютно не видя друг друга. В Волгограде я живу на Максимке, и мне больше ничего не надо, там тихо, спокойно, соловьи поют, ручьи журчат. Конечно, я езжу в столицу по делам, но даже неделю пробыть там мне тяжело.

А как Вы считаете, ученики должны превосходить своих учителей?

— В обязательном порядке. Если бы ученики не превосходили своего учителя, то был бы давно регресс и застой. Конечно, есть категория преподавателей, которые говорят, что не хотят создавать себе конкурентов. Это неправильно, ведь студенты – это такие изюминки! У меня в коллекции есть работы учеников, которые я храню и ценю, потому что это настоящие произведения искусства.

У кого из учеников Вам есть чему поучиться?

— Каждый мой ученик – индивидуальность. Например, Олег Денисенко, известнейший в Европе художник. Сергей Храпов, Костя Калинович, Валерия Соколова. Честно говоря, можно долго перечислять.  Один из моих учеников, Юра Евречко, сразу получил диплом первой степени в Украине, и диплом второй степени в Москве и уехал в Болгарию. Он художник с большой буквы. В Волгограде тоже выросли достойные ребята. Например, Станислав Азаров, Алексей Шилов – это единственные мои студенты, художники из Волгограда, у которых музей им. Пушкина купил работы. Павел Пугачев – известнейший акварелист, имеет свою галерею, школу акварели. Анна Филимонова уже доцентом здесь работает, Вадим Жуков – главный художник журнала «Отчий край», тоже раньше работал доцентом. Многих хотелось бы выделить…

Говорят, в Институте художественного образования есть очень редкое  оборудование?

— Да, и мы этим очень гордимся. С недавних пор у нас есть литографский станок, он пережил Царицын, Сталинград, а сейчас стоит у нас в мастерской. Он работает, живет и будет жить вечно. Мы единственные, кто в Волгограде имеет офортное оборудование. У нас единственная мастерская в регионе, в которой изготовляется эмаль по металлу. Ни в «строгановке», ни в «суриковке», ни в других городах этому не учат, это эксклюзивные вещи. У нас есть мастерская по обработке ткани, нигде больше в Волгограде нет таких мастерских. Кроме того, у нас есть скульптурная мастерская, формовочная… Все лучшее мы собрали сюда. Наш институт маленький, но у нас все есть. Многие замечают, что у нас мало студентов, зато какой у нас выпускник! Когда они получает первую премию на международном конкурсе — это дорогого стоит.

— Иногда приходится слышать, что существует некое противостояние между художниками и музыкантами в институте? Вы как директор института  замечаете это?

— Никогда ничего подобного нет и не будет. На чужой роток не накинешь платок: говорить можно все, что угодно. Конечно, могут  быть какие-то моменты  у людей творческих: эти творцы, и другие творцы, поэтому, несомненно, рождается какая-то чисто творческая зависть. А вообще талантливому и творческому человеку некогда этим заниматься. Если кто-то что-то говорит, пусть лучше идет и творит, можно много болтать, но покажи, что умеешь и тогда не нужно никаких слов.

Студенты  рассказывают, что Вы периодически читаете им сказки.

— Да, я читаю сказки студентам на практических занятиях, когда процесс идет, чтобы не отвлекать их. А сказки я читаю, потому что жизнь человека настолько короткая и суетная, что у меня складывается ощущение, что им некогда почитать. Я вот люблю «Ученые сказки» Феликса Кривина, они такие мудрые, что я иногда читаю их студентам просто для «подумать». Ведь сколько знаний и жизненного опыта в одной только фразе: «До чего трудно быть изюминкой, особенно в ящике с изюмом»! У Кривина много таких «мудростей, и хотя он описывает животных, но  это люди.  И вы знаете, студенты многие с удовольствием слушают, видно по лицам,  думают, размышляют.

А девиз у Вас есть, Николай Николаевич?

_ Мы все мудрецы по-своему.  Я люблю читать цитаты и высказывания, ведь на все в этой жизни уже отвечено, все уже известно, потому что каждый человек живет своими ошибками, накапливая жизненный опыт как народную мудрость. Вроде придет какая-то мысль, а оказывается, до тебя уже кто-то ее высказал. Я знаю очень много цитат и поговорок, а девиза нет. Моя мать всегда говорила так: «Не твое – не трожь». И вот эта житейская мудрость, наверное, мне передалась. Девиза у меня не было никогда, я был вынужден учить сам себя, а не следовать уже нажитому опыту.

В конце беседы Николай Николаевич Таранов сказал: «Я никогда не думал работать со студентами, но так получилось, что вся моя сознательная жизнь с этим связана. Зато есть, что вспомнить, тут такие кадры растут… Наверное, это и есть счастье!».

Беседовала Екатерина ДЕМЬЯНОВА, пресс-центр

 

Entry filed under: Uncategorized.

Место встречи – территория PR «БИТВА УМОВ»

Добавить комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


