Уроки для взрослых

Август 20, 2012 at 10:06 дп Оставьте комментарий

Учебный год закончился, вычитаны лекции, практически по  всем предметам закрыты учебные ведомости, и лето —  такое долгожданное, так часто призываемое в трудные минуты —  оказывается  уже с нами и вот-вот выльется в настоящий отпуск. И как начало учебного года всегда волшебно своим ожиданием новых свершений, реализацией смелых профессиональных задумок, так предчувствие лета волнует возможностью тихого уединения, легкости, неспешного чтения, слияния с природой, освобождения от тяжких дум.

При этом, наше педагогическое лето – это и  ценное время для размышлений, рефлексии, накопления эмоций, мыслей, вопросов. Поэтому все то важное, интересное  или неоднозначное, что попадает в поле зрения,  цепко выхватывается из окружающего пространства и  прячется в блокноты и интернет-закладки, чтобы потом,  в летней тиши, быть неспешно  переваренным, осмысленным и, может быть,  принятым к действию.

Думаю,  не случайно именно май, предвестник лета, подарил  мне два события, не связанных  друг с другом  непосредственно, но, как оказалось, вместе определивших фон, контекст моего летнего бытия.

Бывают книги и фильмы – как инъекции лекарства, принятие которого способно менять биохимию организма, что-то корректировать в установках, позициях,  стереотипах. Моя же майская пара – системное  переливание крови, обновляющая организм, наполняющая его  кислородом.

 

Недавнов эфире телеканала «Россия — Культура» в рамках рубрики «Уроки для взрослых» состоялась премьера четырехсерийного цикла документальных фильмов «Ищу учителя»,  рассказывающих об уникальных отечественных авторских школах – о «Класс-центре» Сергея Казарновского,  «Школе Ямбурга», Свято-Алексиевской пустыни отца Петра (Василенко),  лицее «Текос» Михаила Щетинина, школе-лаборатории Владимира Гармаша, школе В.Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили и о многих других, единственных в своём роде, учебных заведениях.

Впрочем, этот фильм-размышление,  фильм-откровение не просто об авторских школах,  но и о нашем сильно болеющем образовании в целом. В каждой из четырех серий авторы пытаются найти решение глобальных трудностей современной школы: что делать с нежеланием детей учиться, как принять сокращение программ при бесконечно увеличивающемся потоке информации, что противопоставить стрессам и катастрофической потере здоровья школьников, как выстоять в эпоху неопределенности и т.д. В атмосфере безвыходности и отсутствия альтернатив, которая создается средствами массовой информации, чиновниками от образования, самими учителями, родителями, усиливается статистикой и накрепко укрепляется в головах всех участников образовательного процесса,  фильм «Ищу учителя» просто поднимает дух, напоминая, что у нас существует блистательная педагогическая традиция, есть множество ноу-хау, которые взяты на вооружение в процветающих странах,  и главное – мы богаты  выдающимися педагогами-новаторами, талантливейшими учителями, которые работают  по  своим уникальным авторским методикам, дающим  поразительные  результаты.

Так, когда-то Шалве Амонашвили удалось превратить коррекционную школу в общеобразовательную. Когда он возглавил коллектив и изложил принципы, по которым будет работать, большая часть педагогов уволилась, не смогла принять его методы. Амонашвили позвал коллег, за два года они добились фантастических результатов с детьми, которым ставили диагноз «умственная отсталость».

Михаил Щетинин создал школу, ломающую все устои – лицей «Текос» под Геленджиком. Здесь сегодня дети учатся с 4 до 10 лет, потом поступают в институты, сами становятся учителями. Взаимное обучение детьми друг друга – один из главных методов школы Щетинина.

Самый главный постулат «Школы Ямбурга» – не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Евгений Александрович не верит, что ребёнок всегда может учиться только с увлечением: «На самом деле есть вещи трудные и скучные. Ничего весёлого в том, чтобы выучить таблицу умножения нет, но её надо выучить. Это некое сочетание и требований, и, если хотите, такого вольного свободного духа. Мы учим и очень способных одарённых детей и детей, у которых есть серьёзные проблемы в развитии, вместе».

Иеромонах Петр (Василенко), настоятель Свято-Алексиевской пустыни, считает, что есть дети с врожденными пороками, но не физическими, а нравственными. Он собеседует со всеми желающими попасть в его учебное заведение и порой кому-то отказывает. При этом в пустыни живут и дети алкоголиков и дети олигархов. Они учат латынь, греческий, получают классическое образование высочайшего уровня.

Программа «Класс-Центра», созданного заслуженным учителем России Сергеем Казарновским, объединяет общеобразовательную, музыкальную и драматическую школы в единое образовательное пространство. «Мы попробовали построить образовательный процесс в атмосфере художественного дела. Получилась школа, в которой каждый ребёнок, наравне с точными науками, получает музыкальное образование и учится пользоваться тем, что ему дала природа – своим телом. Мы хотим научить детей получать удовольствие через математику, литературу, музыку, картины. Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок осознал, какой многогранный этот мир. Сложный, цветной, вкусный, состоящий из множества самых различных звуков и запахов. Если мы в детстве научим его радоваться голубому небу, звуку капели, красоте и силе собственного тела, просто умению что-то создать и радоваться этому, значит, мы сделали его счастливым, то есть нормальным человеком».

У Виктора Федоровича Шаталова все дети начинают учиться быстрее и лучше, без всяких перегрузок и репетиторов осваивают все предметы в рекордные сроки и проявляют удивительные таланты. За год – всю  школьную геометрию, алгебру,  физику, за неделю —  годовой курс! К нему до сих  пор  со всей России везут детей, на которых все учителя махнули рукой, — и происходит чудо. Из неудачников, двоечников дети превращаются в твердых хорошистов, а то и в отличников, убеждая тех, кто еще до сих пор не верит — педагогические чудеса бывают! А между тем, в апреле 2012 Виктору Федоровичу исполнилось 85!

 

И вот  ведь замечательно!

Этот педагогический опыт, который  видишь своими глазами на телеэкране,  говорит  о том,  что  наша педагогическая действительность,  основанная на идеях  любви, сотворчества и сотрудничества – жива! И разве  не от каждого из нас  зависит ее развитие? Чего же нам не хватает? Знаний? Желаний? Вдохновения? Веры в себя?  Видимо, всего понемногу.

Возможно, мое впечатление от этого фильма не было бы столь ярким,  если  бы не  пересеклись векторы, не сошлись вдруг координаты и перед этой  встречей не было бы другого События — встречи с Книгой и недельного в нее погружения. 

Книга эта – новая фундаментальная монография члена-корреспондента РАО, доктора педагогических  наук, профессора нашего университета В.В. Серикова «Развитие личности в образовательном  процессе»,  книга,  как шутит  сам автор, «с наглым названием». В  мае этого года она была издана Московским издательством «Логос». И совершенно  очевидно,  что эта монография – уже истинная классика, новое переосмысление автором теории личностно-ориентированного образования.

Если  говорить языком науки, в ней дано обоснование  педагогической теории личностно-развивающего образования, методологии исследования  и проектирования целей, содержания и технологий образования, ориентированного  на развитие личностной сферы ребенка. Если  говорить  языком образов, она соткана из очень тонких, порой совершенно невидимых сфер: сферы субъективной реальности, личностного опыта, ценностей и смыслов, духовных  потребностей, авторства в рождении педагогического пространства, уникальности субъективного мира ученика и  педагога, парадоксов и  коллизий…

По сути опыт,  обобщенный в книге,  является фундаментом, на котором у нас на глазах вырастает совершенно иная педагогика – педагогика субъектности. Учителя, как транслятора  педагогических  норм  и  инструкций, заданных извне педагогической наукой, можно оставить в прошлом.  В новой науке,  а не только в практике,  педагог – это творец, и закономерности  в этой новой педагогике будут действовать совсем иные. А значит, можно  официально попрощаться с иллюзиями  о существовании рецептурной педагогики.  Ведь в каждом из  нас при встрече  с новыми — жадными или равнодушными глазами наших  учеников —  педагогические аксиомы рождаются заново.

Живущие в моем сознании всегда нестерпимо далеко друг от друга, педагогическая  реальность,  практика образования, выстроенная сплошь на интуиции и таланте педагога и теоретическая модель образовательного процесса, кажется, начали идти на сближение.

И не нужно бояться и переживать, что опыт Шаталова  невозможно  перенять  по  определению, его харизма и энергетика непередаваемы в принципе,  что  Ямбургом  все  равно  не стать, и Казарновским, и Сериковым тоже.

Можно стать и быть собой. Уникальным, ярким, педагогически  целесообразным. А у мастеров  — учиться и просто черпать у них вдохновение.

Екатерина Александровна КОЗЛОВЦЕВА, педагог

 

Реклама

Entry filed under: Uncategorized.

«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» « 50 лет только начало »

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: