Хочешь быть ученым – будь им…

Февраль 27, 2013 at 8:20 дп Оставьте комментарий

Разразившийся скандал вокруг диссертационных исследований, возмущение представителей различных слоев общества недобросовестностью претендентов на кандидатские и докторские степени заставил всех нас, кто профессионально занимается наукой, задуматься о смыслах и ценностях нашей деятельности.
Вопрос о нравственном облике ученого связан с глобальной проблемой отношения науки и нравственности. Древний философ Сократ считал, что познание уже само по себе делает человека «мудрее и чище». Много веков спустя ему возражал Ж-Ж. Руссо, уверявший, что «прогресс наук и искусств» развращает человека… С обоими хочется и спорить, и соглашаться. Конечно, если человек добывает знание по-сократовски, постоянно сомневаясь в открытых истинах и чувствую ответственность за свои деяния, то познание, несомненно, заставляет его думать и о своем собственном поведении, делает его нравственным. Если же наука становится для него лишь средством карьерного роста и достижения целей, далеких от назначения науки, то такая с позволения сказать «наука» развращает и ведет, по словам Руссо, к «падению нравов».

Когда сам себе ВАК
Никакие жесткие требования Высшей аттестационной комиссии не обеспечат качество диссертаций, если в душе ученого не будет собственной еще более высшей аттестационной комиссии, каковой является его совесть, и я бы добавил: преданность своему делу, любовь к настоящей науке. И, вспоминая свои встречи с крупными отечественными учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Н.М. Шахмаевым, Г.И. Щукиной и с теми из них, кто работал в нашем вузе – Б.С. Кубанцевым, А.М. Булановым, З.А. Потихой, Б.Ф. Райским и, конечно же, с В.С. Ильиным (моим научным руководителем), я в первую очередь отметил бы их главное качество. Они не могли жить без науки, без творчества, отдавая самого себя своему делу, не прекращая его до последней минуты своей жизни. И они работали всегда и везде – в поездах, самолетах, на больничный койках. Так и вспоминаются строчки из К. Симонова о том, что уходят такие люди, «не дописав поэм, не долечив, не долетев до цели…»
Недавно я беседовал с интересным волгоградским поэтом Василием Стружем. Разговор зашел о плагиате и о недобросовестном поведении людей, носящих звание ученого. Под конец разговора я его в шутку спросил, мог бы он списать чужое стихотворение и выдать за свое? Он удивленно ответил мне вопросом: «Зачем же я буду лишать себя радости творчества?..» Вот она в чем суть! Для настоящего ученого как и для поэта тяготы познания – источник радости, вдохновения! Так и вспоминаются слова великого художника и мыслителя Л.Н. Толстого, обращавшегося к собратьям по перу: «Можешь не писать – не пиши!..» Я бы эти строки адресовал и диссертантам: берись за этот труд тогда, когда ты и научно, и нравственно созрел настолько, что не можешь не поделиться с другими своими мыслями и открытиями!

У школы есть реальный запрос на науку
На скандальную историю с плагиатом — к сожалению, весьма распространенным феноменом современной научной жизни — ученые-педагоги ВГСПУ отреагировали проведением «круглого стола» научных руководителей, заседанием лаборатории проблем личностно-развивающего образования с участием аспирантов и магистрантов, где обсуждались вопросы о научном потенциале современных диссертационных исследований.
Особенность педагогического исследования в том, что оно носит адресный характер. Оно адресовано педагогу, создает своего рода ориентировочную основу его деятельности, а значит, и жизнедеятельности его воспитанников. Поэтому пустые, ни на чем не основанные рассуждения, псевдоноваторские «идеи» здесь выглядят особенно безнравственно, поскольку от них может пострадать множество людей.
Основная болезнь современных диссертаций по педагогике – имитация научного исследования вместо решения серьезных задач образования. Опрос аспирантов показал, что почти половина из них не могут ясно сформулировать те вопросы, ответы на которые они ищут в своих диссертациях. Часто они «отделываются» общими словами: «разрабатываем проблему», «создаем концепцию…». А между тем современная образовательная ситуация поставила перед наукой массу острейших вопросов – о современном ребенке, о ситуации его развития, о содержании и технология образования в условиях конкуренции школы с Интернет, о личности и компетенциях педагога, о стандарте его профессиональной деятельности, о жизненных планах молодых людей в условиях рыночной мобильности и многие другие. Словом, есть к чему приложить руки!

Тяжелый труд и радость открытия
И в условиях, когда системе образования так нужны ориентиры инновационного развития, печально читать в диссертациях о том, что «коммуникативная компетентность» сформируется, если «…теоретико-методологическое основание концепции аккумулируется синтезом компетентностно-прогностического, деятельностного и аксиологического подходов, интегрируя в коммуникативно-культурологический подход, обеспечивающий методологический многоуровневый, динамичный, иерархичный характер за счет взаимосвязи ее структур и концептуального единства». Такие выводы, строго не детерминированные ни в способах решения, ни в искомом результате, по понятным причинам не могут дать импульс развития для педагогической практики!
Возвращаясь к проблеме, еще раз подчеркну, что, только испытывая радость творческого открытия, можно что-то создать в науке. А переживший эту радость, захочет поделиться этим открытием и с другими, а потому пишет ярко, просто и убедительно! Туманные же выражение нужны тогда, когда, собственно, сказать нечего и когда мотив заключен не в самом творчестве, а в тех благах и карьерных достижениях, которые может дать ученая степень.
Когда мы говорим о творческих открытиях ученого, мы не должны забывать, что в науке много и черновой, кропотливой, повседневной работы. И если бы на защиту пришел молодой человек, который бы признался, что ему пока не удалось найти ответа на поставленный вопрос, но в поисках его он опробовал такие-то и такие-то варианты и понял, что надо попробовать и другие пути, то я как заместитель председателя докторского диссертационного совета первым бы проголосовал за присуждение ему ученой степени, потому что так может действовать и мыслить только ученый.
Итак, трудно ли стать ученым? Конечно, в любом случае это непросто. Но если ты видишь свое призвание в том, чтобы напряженно работать над поиском нового и этот труд доставляет тебе радость, ты вполне «годишься» для науки. И тогда мысль о том, чтобы взять и приписать себе чужое, будет тебе противна. Словом, хочешь быть ученым – будь им! В самом высоком и требовательном смысле этого слова…
Владислав Владиславович СЕРИКОВ, Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления педагогическими системами ВГСПУ.
Сериков В.В.

Advertisements

Entry filed under: Uncategorized.

Радость преодоления Книгоиздание — аукцион человеческого ума

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: