Из воспоминаний участников форума «Золотая звезда»

Апрель 10, 2013 at 8:15 дп Оставьте комментарий

«Золотая звезда», как все начиналось

В январе 2008 года в Волгоградском государственном педагогическом университете состоялся I Международный форум ректоров вузов городов-героев и городов воинской славы «Золотая звезда» посвященный 65-й годовщине Победы в Сталинградской битве. Участники форума руководители вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Волгограда, Новороссийска, Смоленска, Орла, Ельца, Новороссийска, Курса, Белгорода подписали меморандум об укреплении содружества и взаимодействия по созданию единого педагогического пространства.
В принятом документе говорится: «Заветы защитников городов-героев и городов воинской славы требуют от нас граждан современных суверенных государств, создания в педагогическом сообществе атмосферы дружбы и сотрудничества, патриотических устремлений и толерантного сознания». Участники форума отметили необходимость развития сотрудничества в самых разных форматах.
В год празднования 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне инициативу Волгоградского государственного педагогического университета по проведению II Международного форума «Золотая звезда» поддержали депутаты Государственной думы РФ, руководители Комитета Государственной думы по делам содружества независимых государств и связям с соотечественниками, руководители Волгоградской области и города Волгограда.
Главной задачей II Международного форума стало объединение воспитательно-образовательного пространства страны на основе патриотических ценностей, ведь праздник Победы признается всеми народами, ранее входящими в СССР. Идея остается актуальной и сегодня, когда складываются сложные международные отношения, а проведение таких локальных мероприятий позволяет решать государственные задачи по объединению наших народов, укреплению мира, защите своих государств.
Из выступления гостей в 2010 году, особенно запомнилось выступление ректора Смоленского государственного университета, профессора Евгения Владимировича Кодина. Все участники запомнили торжественную церемонию презентации энциклопедии Сталинградской битвы в триумфальном зале музея-панорамы «Сталинградская битва». Впервые была создана энциклопедия, посвященная отдельному историческому сражению и каждый из гостей получил в подарок экземпляр книги.

В мастер-классах, на дискуссионной площадке обменивались мнениями директора школ, учителя, которые реализуют экспериментальные программы, а также гости. Университет был представлен носителем глубоких патриотических традиций.
Гордость и память составляют движущую силу патриотического воспитания. На этом форуме еще раз были поставлены вопросы национального самосознания и достоинства, гражданской идентичности. Сегодня наше государство прилагает огромные усилия для того, чтобы россияне приняли образ современной России, как образ своего будущего. Поэтому основной задачей патриотического воспитания сегодня является формирование духовного наследника, творца будущего, защитника и созидателя настоящего.
Итоговым документом работы II форума стал подписанный всеми участниками меморандум: «Мы, ректоры вузов городов-героев и городов воинской славы, призываем профессорско-преподавательский состав, доцентов и преподавателей российских, украинских и белорусских вузов, ученых, учителей, учащихся, родителей, представителей бизнес-сообщества наших стран к укреплению содружества и взаимодействия наших городов во всех сферах жизни, к содействию развития нравственности граждан к созданию единого педагогического пространства, развивающего идеи патриотизма и интернационализма».
Каждый участник увез для студентов своего вуза энциклопедию «Сталинградская битва», увез незабываемые ощущения от посещения Мамаева кургана и музея-панорамы, воспоминания фронтовиков, песни, стихи, а самое главное – дух героического города. И вот сегодня участники форума собираются вновь на Сталинградской земле, для того чтобы уже подвести некие итоги намеченной ранее работы, поделится накопившимся опытом.

По воле судеб в 2010 году, я оказался участником Международного форума «Золотая звезда», проводившегося в Волгограде. Уже перед поездкой переживал глубокое возвышающее волнение. Думалось о великих битвах минувших веков — от Ледового побоища до Куликовской битвы, от Бородинского сражений до сражения на Прохоровском поле. Сталинградская битва — тоже особая страница нашей истории.
Мы победили. Но какой ценой! Только на Мамаевом кургане перезахоронены останки 34505 воинов — защитников Сталинграда. Среди них — тридцать пять Героев Советского Союза — участников Сталинградской битвы. Скольких людей фашистские зверства ввергли в неутешимое горе! Я ехал на святую землю.
В аэропорту нас встретил Валерий Иванович Данильчук, много лет работавший ректором Волгоградского педагогического университета. Он рассказал нам о прорамме предстоящего форума, показал город.
Открытие форума состоялось на Мамаевом кургане.
Уже издали на фоне высокого чистого голубого неба потрясала скульптура Е. В. Вучетича «Родина-мать зовет!» Еще бы! Высота монумента 52 метра. Вес 8 тысяч тонн. Длина меча в руке воина 33 метра. Позже узнаем: меч скопирован с подлинного, принадлежащего русскому князю Гавриилу Псковскому.
От подножия кургана до его вершины нужно пройти 200 гранитных
ступеней по количеству дней Сталинградской битвы. Выходим на «Площадь Героев». Перед нами — шесть скульптурных композиций-повествований о подвиге защитников города.
В скульптурных образах — и богатырская физическая сила, и крепость духа. Могучая сила веры! Сколько было ее у героев! А сколько ее — у нас?
На «Площади Скорби» всматриваемся в скульптурную композицию. «Погибший солдат». Его лицо закрыто знаменем. Мать оплакивает своего мертвого сына. Сколько таких матерей осталось тогда в России?
И вот мы рядом с творением Е. В. Вучетича «Родина-мать зовет!». Оно совершенно по форме, глубоко по мысли и чувству. Родина позвала — народ откликнулся. За что они проливали кровь и умирали? За Родину, за свою семью, деревню, поселок, город, за русскую землю. Именно об этом роман М. А. Шолохова «Они сражались за Родину», повесть В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда», произведения Ю. В. Бондарева и В. О. Богомолова.
На склонах Мамаева кургана железа было больше, чем земли; осколки снарядов и авиабомб, патроны, искореженные самолеты, обгоревшие машины, разорванные танковые башни, разбитые орудия. В первую весну трава не выросла: сгоревшая земля была покрыта металлом. Невольно думалось: в каком же аду оказались защитники города! Что пережили на «Высоте 102» участники величайшей битвы, изменившей ход Великой Отечественной и Второй мировой войны! Помнят ли их европейцы да и люди всей планеты? Живет ли в них чувство благодарности,
…Вечером в университете обмениваемся впечатлениями, размышлениями о работе форума. Запомнилась яркая речь ректор Волгоградского государственного педагогического университета Н. К. Сергеев, говорили гости форума. Поражало совпадение мыслей и позицией: как нужно и важно патриотическое и духовно-нравственное воспитание, шире — просвещение молодежи; как важно, чтобы современной молодежи пришло осознание высших духовных ценностей; в этом духовно-педагогическая задача ветеранов и старшего поколения: вручить юным эстафету победы.
В гостинице, перед сном, нелегко думалось: неужто так обмелел народ? Уходят из жизни ветераны и строители послевоенного государства. Они жили твердой надеждой на благоустроенную жизнь, пережили нечеловеческие испытания и неимоверные страдания, но самозабвенно двигали дело возрождения верой, умом, волей. Однако многие из них только сейчас получат нормальное жилье и более или менее приличную пенсию. Справедливо?!
Сознание сверлил вековечный русский вопрос: что делать? Где найти внутреннюю опору? Память напомнила о Ф. И. Тютчеве:
Счастлив в наш век,
Кому победа далась не кровью, а умом
Счастлив, кто точку Архимеда
Сумел сыскать в себе самом.
На следующий день опять встречи, беседы, обсуждение проблем . Серьезный анализ текущей ситуации, предстоящих задач в докладе Н. К. Сергеева «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи». Есть о чем задуматься, чем озаботиться! Профессор А. Н. Вырщиков представил обращение к руководителям страны с просьбой поддержать проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011— 2015 годы», а профессор В. И. Данильчук раскрыл суть меморандума форума: развивать стратегические приоритеты системы патриотического воспитания детей и молодежи. Нам, участникам форума «Золотая звезда», стало очевидным: Волгоградский государственный педагогический университет — настоящий знаменосец патриотического воспитания.
…Экскурсия по музею-панораме «Сталинградская битва» — настоящее откровение. Шесть художников-баталистов из студии знаменитого М. Б. Грекова два года изучали материалы, встречались с защитниками города и учеными, размышляли. Все зримо: фигуры воинов, разбитые танки, сгоревшие самолеты, блиндажи, горы патронов…
Со смотровой площадки панорамы на потрясающем полотне ясно просматривались и отдельные эпизоды сражения, и небывалые схватке советских воинов, и стратегический план завершающего удара, и направления военных действий всех армий, устремленных к разгрому фашистов на заключительном этапе Сталинградской битвы. Какое напряжение духа защитников-титанов!

…Через несколько минут презентация уникальной энциклопедии
«Сталинградская битва»: это первая в истории книгопечатания энциклопедия посвященная одному событию. Нам ее торжественно вручали солдаты роты почетного караула.
Последний, третий день — мастер-класс «Патриотическое воспитание детей и молодежи в условиях современной России». Здесь слились воедино теория и практика: выступали ученые, школьные учителя, музейные работники. В центре внимания — блестящий доклад профессора Вырщикова Анатолия Николаевича, соавтора концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и соавтора и эксперта проекта Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы».
Во время мастер-класса подумалось о том, что пока нет четкой государственной политики в области патриотического воспитания, надо всеми силами поддержать деятельность тех, кто уже много лет успешно работает в этом направлении и Волгоградский государственный педагогический университет яркий тому пример, и по мнению участников форума, университет достоин того, чтобы стать Всероссийским исследовательским центром разработки проблем патриотического воспитания.

Иван Федорович ГОНЧАРОВ, академик-секретарь Петровской
академии наук и искусств, Почётный профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, удостоен медали К. Д. Ушинского.

Реклама

Entry filed under: Uncategorized.

Стажировка в Германии Волгоград-Дижон-Волгоград: сотрудничество продолжается!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: