Бакалавр, магистр: выбор работодателя

Январь 31, 2014 at 6:06 дп Оставьте комментарий

Проблема трудоустройства молодых педагогов в настоящее время одна из самых серьезных в системе образования. Необходимость уделять особое внимание этой проблеме определяется тем, что в настоящее время учебные заведения не обеспечивают гарантированного места работы для студентов – будущих педагогов. Система государственного распределения упразднена и выпускникам вузов теперь самим приходится заниматься поиском работы после окончания университета.

Между тем одной из важнейших особенностей рынка труда является своеобразная скрытая безработица. Особенно сложная ситуация складывается с молодежью, впервые вступающей в трудовую жизнь, так как, получив азы профессиональных знаний и умений, выпускники далеко не всегда могут конкурировать с опытными кадровыми работниками.

Кроме того, молодой учитель часто не в состоянии осуществить грамотную самопрезентацию, акцентировать внимание руководителя на сильных сторонах своей личности и профессиональных умениях и, как правило, проигрывает в конкурентных отношениях даже менее талантливому, но просто имеющему опыт работы учителю.

Немаловажную роль в выборе руководителем между вчерашним студентом и опытным педагогом играет наличие у последнего, как правило, обширного портфолио, которое в настоящее время является весомым аргументом.

Современная школа принимает на работу выпускников разного уровня, обучающихся по разным программам (специалитета, магистратуры, бакалавриата), но  в самой уязвимой позиции оказывается выпускник-бакалавр.

Раньше молодые специалисты-выпускники университета конкурировали, в основном, с более опытными специалистами, имеющими стаж работы. Сейчас, в ситуации перехода на двухуровневую систему подготовки, возникает дополнительная конкуренция среди выпускников, которые одинаково не имеют опыта работы, но при этом учились по разным программам – бакалавриата и специалитета. Конечно, предпочтение при трудоустройстве будет отдано выпускнику специалитета. Аргументы предпочтения просты: бакалавр менее погружен в образовательный процесс, чем специалист, проходивший перед выпуском стажерскую и предпринимательскую практики. Тем не менее, с каждым годом выпуск бакалавров будет увеличиваться и нам необходимо будет выявить истинное отношение работодателей к выпускникам-бакалаврам, чтобы выработать эффективные стратегии их трудоустройства и понять, какие требования предъявляют к бакалаврам работодатели.

С позиций многоуровневой подготовки руководители образовательных учреждений должны отдавать большее предпочтение выпускникам-магистрам, но на практике такого не происходит и по инерции все так же котируются выпускники специалитета.

Совсем в другой плоскости проблема трудоустройства выглядит для самих выпускников всех уровней образования. Столкнувшись с настороженным к себе отношением со стороны работодателей, с общим неприглядным отношением к учительской профессии в нашем государстве в последнее время, необходимостью за небольшие деньги выполнять обширный фронт работы, отпугивает многих выпускников строить свою карьеру в сфере образования. Проработав один или два года в системе образования, многие молодые специалисты разочаровываются в выбранной профессии в связи с отсутствием должной поддержки как со стороны администрации образовательных учреждений, в частности, так и со стороны государства в целом.

Таким образом, возникает несогласованность между тем, что учебным учреждениям требуются новые кадры, но выпускники по тем или иным причинам не попадают туда, стараются найти место работы с более достойными условиями и просто становятся в Центр занятости или переучиваются на другие специальности.

Попробуем разобраться в том, что же такое трудоустройство, в чем его особенности для педагога в современном мире? Это процесс, в результате которого человек может быть принят в учебное учреждение в качестве нового учителя или же не принят в зависимости от каких либо обстоятельств.

Трудоустройство обычно состоит из нескольких этапов: заочного знакомства с претендентами посредствам документов, которые он представляет собеседования, которое может быть предварительным и окончательным; тестирования. Каждый из названных этапов может представлять определенные трудности для соискателя будущей работы.

Каждое образовательное учреждение по-своему решает вопрос трудоустройства, особенно с учетом того факта, что данный показатель теперь является весьма немаловажным для работы образовательных учреждений в целом и входит в список 6 показателей эффективности деятельности университетов.

Более интенсивная работа, связанная с трудоустройством  выпускников вузов диктует новые требования к администрации учебных заведений, факультетов и выпускающих кафедр. Складывается необходимость отслеживать профессиональные успехи своих бывших учеников, поддерживать с ними связь через периодический обзвон по телефону, интернет-ресурсы, приглашать для получения информации о вакантных местах в образовательных учреждениях города и области, которая так или иначе поступает в университет на профильные факультеты и кафедры. Возникает необходимость закрепления за некоторыми работниками вуза определенного круга обязанностей, способствующих полноценной работе в направлении содействия и помощи трудоустройства выпускников.

Такая работа требует продуманного систематического включения в процесс всех участников рынка – от потребителей (работодателей), заинтересованных в выпускниках, до самих выпускников, которым значительно легче ориентироваться в сложной ситуации поиска места работы, если они уже будут знать, куда по выбору смогут пойти работать по окончании вуза.

Так, для облегчения возможности выбора будущего места работы выпускников факультета технологии и сервиса был разработан план мероприятий содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда. При этом особое внимание уделяется возможности реального общения выпускников с потенциальными работодателями или представителями от различных учебных заведений, где могли быть приняты на работу наши выпускники. В этих мероприятиях мы планируем участие и студентов младших курсов, поскольку для принятия решения где им работать необходимо достаточное время.

В.В. КИСЛЯКОВ,  и.о. декана факультета технологии и сервиса,

О.Ю. КОЛЫШЕВ, зам. декана по воспитательной и социально-бытовой работе,

С.Ю. ТУЛИНЦЕВ, ст. преподаватель кафедры ТиМТОиВ

Advertisements

Entry filed under: Выпускник.ру.

Конкурентоспособность: слагаемые успеха Коллеги на подъеме!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: