Собеседование: лицом к лицу с работодателем

Январь 31, 2014 at 5:56 дп Оставьте комментарий

Не бывает второго шанса произвести первое впечатление…

Представление о собеседнике формируется в первые 30 секунд после начала встречи и в дальнейшем сложившееся впечатление существенно влияет на принятие решения. Поэтому от того, насколько благоприятным оно будет, зависит до 80% вашего успеха при приеме на работу.

Еще до того, как вы сможете проявить себя как достойный внимания профессионал, собеседник составит мнение о том, насколько вовремя (или заранее) вы пришли, как вы выглядите. Важно быть одетым опрятно, достаточно строго и в ту одежду, которая вам нравится, в которой вы чувствуете себя уверенно. Вы сможете вернуться к привычному стилю, когда получите работу, а пока лучше отказаться от экстравагантных и слишком ярких деталей. Или выбирайте такую сферу деятельности, где ваш индивидуальный стиль будет нормально вписываться в принятую корпоративную культуру.

Но прекрасно одетый кандидат, который не может двух слов связать, вряд ли получит приглашение на работу. Мнение интервьюера о вас складывается и из того, насколько ваше поведение соответствует правилам делового этикета, грамотно ли вы говорите. В особенности это касается вакансий, где необходимо общаться с клиентами и партнерами, участвовать в переговорах. Поэтому обращайте внимание на то, в какой позе вы сидите, как жестикулируете, насколько внимательно слушаете собеседника. Не стоит перебивать, говорить слишком громко, жестикулировать чересчур активно, так же как и не стоит мямлить еле слышно и нервно крутить что-то в руках.

Вам помогут несколько простых правил эффективного общения:

  • улыбайтесь, открытое, доброжелательное выражение лица сразу расположит к вам собеседника;
  • установите и поддерживайте с собеседником зрительный контакт;
  • ваша поза должна быть «открытой» — никаких скрещенных рук и ног;
  • уделяйте внимание тембру голоса, темпу и грамотности речи.

Вопрос — ответ…

И вот вы представились интервьюеру. Вы не опоздали и прекрасно выглядите, вы были вежливы и уверены в себе. Теперь ваша задача — выделиться на фоне других соискателей, представить себя в наиболее выгодном свете. Лучше заранее подготовиться к сложным вопросам, которые вам могут задать. Очень часто в замешательство кандидата на вакансию приводит простой вопрос: «Расскажите о себе».  Это довольно распространенный прием, поэтому заранее продумайте, что вы будете говорить, составьте краткий, но содержательный рассказ о себе с акцентом на интересе к данной области деятельности. Не стоит начинать с обсуждения подробностей личной жизни и здоровья. Вполне достаточно рассказать о своем образовании, почему вы выбрали именно эту профессиональную область, как строилась ваша карьера.

Подготовьтесь к ответам на другие возможные вопросы собеседования:

  • почему вы ушли (решили уйти) с последнего места работы; где вы сейчас работаете?
  • почему вы хотите работать именно в нашей компании?
  • назовите свои самые большие достоинства и слабости как сотрудника?
  • назовите свои самые большие достижения как специалиста; были ли у вас неудачи в профессиональной деятельности и какие?
  • расскажите о вашем последнем месте работы?
  • что вы знаете о нашей компании?
  • почему вы хотите работать именно у нас?
  • что вам нравилось больше всего, а что меньше всего на вашей прежней работе?
  • как вы проводите свободное время, ваши интересы вне работы?

При ответе на вопрос: «Почему вы решили сменить работу?» — не следует давать негативные отзывы о коллегах и руководителях, ограничьтесь нейтральными высказываниями: отсутствие возможностей для профессионального роста, нерегулярность в получении денежного вознаграждения, удаленность от дома, неудобный график работы и т. п.

Говоря о возможной будущей работе в новой компании, поинтересуйтесь вашей будущей должностью, условиями работы. Дайте понять собеседнику, что вы заинтересованы работать именно в этой компании. Поэтому стоит заранее собрать информацию о данной организации. Лучше заранее продумать, что и в какой форме вы готовы рассказать «о личном». Самая лучшая тактика — ничего не придумывать, рассказывать о себе без лишних подробностей, но и с определенной долей искренности.

Стрессовое интервью — проверка на прочность…

Кроме «личных» вопросов есть еще один тип собеседований, где соискатель чувствует себя некомфортно, — это так называемое стресс-интервью. Интервьюер намеренно создает напряженную атмосферу, оказывает давление на соискателя.

Цель — вывести вас из равновесия, спровоцировать спонтанные действия и таким образом проверить, как вы поведете себя в стрессовой ситуации. Примеры подобных трудных вопросов: «Почему вы считаете, что соответствуете этой должности?», «Почему вы до сих пор не замужем?», «На основании чего вы претендуете на такую зарплату?», «Почему вы все время врете?» Задавая подобные вопросы, интервьюер не столько обращает внимание на то, ЧТО вы говорите, сколько на то КАК.

Не поддавайтесь на провокацию — не проявляйте ответную агрессию, держите себя в руках, отвечайте кратко, спокойно, не теряйте чувства собственного достоинства.

Несколько приемов, создающих дополнительное напряжение на стрессинтервью:

  • долгое ожидание в коридоре или кабинете (иногда при этом работает скрытая камера);
  • собеседование проводят несколько человек, играющих роли «плохой — хороший — наблюдатель»;
  • откровенное равнодушие и невнимание интервьюера, молчание и долгие паузы в беседе.

Как правило, подобное собеседование проводится с кандидатами на должности, связанные с активными коммуникациями, ведением переговоров, нестабильным и напряженным графиком работы.

Ситуационное интервью — поиск решения

Если вопрос интервьюера начинается со слов: «Представьте себе ситуацию…», значит, вы оказались на ситуационном интервью, или сase-study.

В качестве задания соискателю предлагается описание бизнес-ситуации, требующей решения, часто с использованием реальных примеров из деятельности компании.  Ситуационное интервью позволяет выявить глубинные мотивы, которые могут быть скрыты на традиционном собеседовании из-за способности кандидатов прогнозировать, какой ответ больше понравится работодателю.

Подобный тип собеседования чаще всего применяют при подборе руководителей,  там, где требуется активно взаимодействовать с клиентами, принимать самостоятельные решения. В этом случае совет один: вспомните примеры из своего предыдущего опыта, которые могут проиллюстрировать ваши профессиональные качества и навыки, вспомните, как выходили из сложных неоднозначных ситуаций, принимали решения в ситуации неопределенности. Помните, что в ответе на вопрос обязательно присутствуют три этапа: пауза — обдумывание — ответ. Правильный ход мыслей, который вы озвучите, важнее правильного ответа, которого к тому же во многих случаях просто нет.

Готовясь к собеседованию

  1. Соберите информацию о компании, о том, к кому вы идете на встречу.
  2. Подготовьтесь к содержательной стороне собеседования, к ответам на возможные вопросы, продумайте примеры из своей профессиональной практики.
  3. Подумайте о том, что вам понадобится взять с собой (резюме, документы), уточните адрес, продумайте маршрут и сколько времени вам понадобится, чтобы добраться до места встречи. Опоздание недопустимо!
  4. Уделите внимание внешнему виду. Одежда, обувь, прическа — обо всем этом надо позаботиться заранее.
  5. Перед собеседованием нужно хорошо себя чувствовать, быть полным сил, поэтому важно отдохнуть накануне и хорошо выспаться.
  6. Позитивный настрой — залог успеха. Не забудьте о психологической готовности к собеседованию.
  7. Помните, что на собеседовании не только работодатель выбирает подходящего кандидата, но и соискатель оценивает, подходит ли ему это место работы.

Если постигла неудача

И все же сложилось так, что, несмотря на то что вы старательно следуете советам профессионалов, готовитесь к собеседованиям, вас продолжают преследовать неудачи.  Причина может быть в том, что вы, с одной стороны, неточно формулируете запрос, т. е. не там и не ту работу ищете, а с другой стороны, возможно, этот поиск вас измучил, подорвал веру в себя и заставил разочароваться во всех HR в принципе, что, конечно же, не способствует эффективной самопрезентации. Подумайте, как проходит ваш контакт с работодателем? Насколько вы спокойно и открыто общаетесь, что рассказываете о своих знаниях и навыках? Как объясняете причины длительного поиска работы? Не проявляется ли в ваших словах защитная агрессия?

«Справочник карьериста»

Анна МУХИНА психолог, карьерный консультант, руководитель отдела «Карьерного консультирования» ЦТР «Гуманитарные технологии»

Изображение 002

Advertisements

Entry filed under: Выпускник.ру.

Словарь молодого специалиста Конкурентоспособность: слагаемые успеха

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: