Говорите и вас услышат

Март 3, 2014 at 9:01 дп Оставьте комментарий

В университете уже несколько лет функционирует система менеджмента качества. Как известно, менеджмент качества – это, прежде всего, ориентация на клиента, на потребителя. Каким образом в нашем вузе выясняется, а чего же хотят люди? Об этом нам рассказала начальник отдела «Служба менеджмента качества»,  кан. пед, наук Елена Викторовна СЕРГЕЕВА.

— Напомню читателям, что в университете в 2009 году система менеджмента качества  была сертифицирована в соответствии с требованиями международного стандарта IS0 9001:2008 Центром по сертификации систем управления CroCert (Хорватия). В 2012 году мы подтвердили свой статус, пройдя ресертификационный аудит. Но работа по установлению обратной связи руководства со студентами, преподавателями была начата задолго до этого.

Еще в далеком 1999 году в рамках международного проекта TEMPUS-TACIS JEP 10219/96 на факультете психологии и социальной работы впервые были проведены встречи со студентами для обсуждения факторов, влияющих на качество образования, а также анкетные опросы студентов. В 2002 году в рамках диссертационного исследования теперь уже доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Елены Ивановны Сахарчук  прошел первый опрос студентов всех факультетов о качестве организации образовательного процесса в нашем университете. А в 2003 году с целью системного анализа удовлетворенности внутренних и внешних заинтересованных сторон качеством подготовки специалистов был создан Центр мониторинга качества подготовки специалистов. Таким образом, к моменту сертификации в университете уже имелся мощный инструмент, позволяющий системно организовать обратную связь со всеми заинтересованными сторонами. И до сих пор аудиторы отмечают наше лидерство среди вузов-клиентов центра CroCert в вопросах организации и использования мониторинговых обследований.

— Кто и в каких опросах принимает участие?

Сейчас Центром мониторинга совместно с научно-исследовательской лабораторией управления качеством подготовки специалистов и службой менеджмента качества университета регулярно проводятся анкетные опросы студентов, преподавателей, сотрудников университета, работодателей и выпускников различными аспектами качества жизнедеятельности вуза.

Первый аспект – это качество организации образовательного процесса в вузе. Данный мониторинг проводится в университете ежегодно, начиная с 2002 г. В опросе могут принять участие все желающие преподаватели и студенты 2-4 курсов очной формы обучения всех факультетов университета.

Второй аспект комплексного мониторинга – это качество условий, созданных для работы в вузе. В опросе принимают участие преподаватели и сотрудники университета. Данный мониторинг проводится ежегодно, начиная с 2004 г. За основу для разработки его диагностического инструментария были взяты критерии всероссийского конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», в котором наш университет неоднократно принимал участие и даже вошел в число его победителей в 2005 г. Эти критерии ориентированы на выявление уровня удовлетворенности персонала условиями оплаты труда, охраны труда и его безопасностью, системой питания и медицинского обслуживания, социальной защитой, возможностями повышения квалификации, отношением со стороны руководства и другими условиями работы.

Третий аспект комплексного мониторинга – это качество преподавания дисциплин. Данный мониторинг возобновлен на постоянной основе в 2010 г. Студентам предлагается оценить дисциплины, которые были изучены ими в предыдущем семестре. В связи с тем, что в соответствии с учебными планами различных образовательных программ перечень дисциплин определенного семестра различен, для каждой образовательной программы создается индивидуальная анкета. Несмотря на все сложности организационной подготовки, нам удалось охватить этим мониторингом всех студентов, обучающихся по ФГОС ВПО. Тем самым университет гарантирует выполнение одного из требований стандарта. Сейчас в этом мониторинге принимают участие студента1-3 курсов всех факультетов.

Четвертый аспект комплексного мониторинга – это готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности. Мониторинг мнений руководителей образовательных г. Волгограда и Волгоградской области проводится раз в 2 года, начиная с 2005 года. Этот опрос отвечает современным тенденциям усиления роли работодателя в оценке качества подготовки выпускников.

Пятый мониторинг направлен на комплексную оценку выпускниками качества своей профессиональной подготовки в целом. В опросе принимают участие выпускники, окончившие университет за последние пять лет.

Это довольно большой объем работы. Кто вам помогает?

— Да, объем немалый и продолжает расти. В прошлом цикле было заполнено более 5,5 тысячи анкет. Конечно, с такой работой три человека не справятся, учитывая, что организация мониторинговых исследований это только одно из направлений деятельности нашего отдела.

Работа строится в несколько этапов. На первом этапе творческой группой разрабатываются или корректируются анкеты с учетом текущей ситуации и запросов руководителей различного уровня. Ведь главные «потребители» результатов опроса именно они. Сейчас сформировалась достаточно устойчивая рабочая группа – это сотрудники отдела СМКУ, а также профильные специалисты – доцент кафедры психологии образования и развития О.П. Меркулова, доцент кафедры педагогики М.Ю. Чандра, научный консультант центра, проф. Е.И. Сахарчук.

На втором этапе происходит организационная подготовка (оформление и тиражирование анкет). Этим занимаются сотрудники отдела СМКУ.

На следующем этапе к нам на помощь приходят факультетские рабочие группы Центра мониторинга, которые в настоящее время эффективно обеспечивают поддержку основному составу Центра в плане организации опросов на факультетах. Состав рабочих групп  ежегодно обновляется. В их работу вовлекаются не только сотрудники деканатов и преподаватели факультета, но и студенты-исследователи, магистранты, аспиранты, заинтересованные проблемами качества образования. Работу факультетских групп координирует руководитель. Вот их состав довольно стабильной, поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководителей факультетских групп, которые на протяжении нескольких лет обеспечивают высокий процент возврата заполненных анкет. Это Роман Владимирович Карпенко (естественно-географический факультет), Людмила Ивановна Насонова (факультет экономики и управления), Ольга Николаевна Алферова (факультет технологии и сервиса), Инга Сергеевна Блинова (Институт иностранных языков), Иван Львович Гаврилюк (факультет истории и права), Наталья Юрьевна Ивушкина, Нина Александровна Живолупова (факультет психологии и социальной работы), Елена Александровна Руденко (факультет дошкольного и начального образования) и Михаил Юрьевич Савельев (факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности), без них мы бы не справились с таким объемом работы.

Вовлечение такого количества сотрудников, студентов университета в этот процесс способствует формированию культуры качества в вузе и развитию горизонтальных связей управления. В настоящий момент в общий состав Центра мониторинга на общественных началах входит более 50 чел.

— А кто все-таки «заказчик» такой работы, и  каким образом результаты мониторинга доходят до своего заказчика?

— Основным заказчиком всех опросов является ректорат, который заботится о существовании каналов обратной связи. Наши мониторинги не единственные источники информации. Есть еще и традиционные встречи ректора со студентами, и заседания различных органов управления университета (Ученый совет, академкомиссия и др.), и, в конце концов, просто личные беседы с персоналом, студентами. Помимо ректората в результатах мониторинга заинтересованы руководители всех уровней – деканы, директора институтов и их заместители, заведующие кафедрами, начальники управлений (научно-исследовательского, учебного, кадровой политики) и отделов.

Конечно, они не будут читать и анализировать каждую анкету. Специалисты нашего отдела проводят статистическую обработку данных, которую отражают в аналитических отчетах по каждому мониторингу. В этих отчетах с помощью описательной статистики мы пытаемся определить тенденции в степени удовлетворенности тем или иным аспектом, сравниваем значения с предыдущими периодами, находим отличия в оценках различных групп респондентов. Отдельный интерес представляют предложения по усовершенствованию процессов в вузе. К слову, в каждой анкете мы даем такую возможность. Предложения группируются по тематике и остаются в авторской редакции. Основными принципами мониторинговых исследований остаются анонимность, отсутствие цензуры, гласность и прозрачность результатов. Все аналитические отчеты печатаются в нашей типографии, а также размещены на корпоративном ресурсе почты ВГСПУ и доступны всем сотрудникам.

Каждый руководитель получает такой отчет для анализа и принятия решений в своей сфере деятельности. Все результаты мониторинговых исследований в обязательном порядке обсуждаются на Совете по качеству ВГСПУ, по их итогам некоторые решения вносятся в планы корректирующих и предупреждающих действий. Все результаты, которые касаются образовательного процесса, выносятся на обсуждение академкомиссии.

— А вы можете назвать какие-то конкретные тенденции последних лет, которые были выявлены мониторингами?

— Было бы довольно затруднительно изложить в рамках газетной публикации все тенденции пяти мониторингов. Но одну-две по каждому назову, и пусть простят меня читатели, если вдруг я выберу не самые важные по их мнению.

Если взять мониторинг «Удовлетворенность студентов
качеством преподавания дисциплин по ООП ФГОС ВПО», то можно одну центральную тенденцию – пока студенты в целом очень высоко оценивают этот аспект своего образования (по всем высказываниям оценка превышает 4 балла из 5-ти). Конечно, есть низкие оценки по отдельным дисциплинам, причины этого уже ищут деканы и заведующие кафедр, которые ведут эти дисциплины. Хочу отдельно отметить тот факт, что низкие данные, полученные в каком-либо опросе, не влекут за собой немедленных репрессий или наказаний. Они лишь служат поводом для более глубинного анализа причин появления таких результатов. Ведь не следует забывать, что несмотря на все меры по повышению объективности (выборка, анонимность и проч.), мнение респондента всегда субъективно, и на него влияют множество факторов.

В качестве одной из тенденций мониторинга «Качество организации образовательного процесса в вузе» можно отметить рост показателей по высказыванию «Преподаватели предоставили в начале семестра подробную информацию о системе расчета рейтинговых баллов за каждый вид учебной работы по своим дисциплинам». Сейчас можно сказать, что уровень удовлетворенности студентов этим аспектом достаточно высокий. В прошлом году по инициативе проректора по молодежной политике, социальным вопросам и воспитательной деятельности Е.В. Зудиной в это мониторинг были добавлены вопросы, связанные с организацией учебной работы в бассейне, работе спортивных секций, а также функционирования стипендиальных комиссий, центра содействия занятости и трудоустройства выпускников и условий в спортивно-оздоровительном лагере. По итогам этого опроса было принято много управленческих решений.

В качестве одной из устойчивых тенденций оценок готовности наших выпускников к профессиональной деятельности работодателями можно отметить следующее – выше всего руководители образовательных учреждений оценивают сформированность профессионально-важных личностных качеств. Чуть ниже – профессиональные знания, а профессиональные умения оцениваются в целом высоко (выше 4-х баллов), но ниже остальных параметров.

В результатах опросов сотрудников и преподавателей была отмечена следующая любопытная тенденция. Долгое время персонал был неудовлетворён организацией общественного питания в университете. После принятия многих мер, включая и открытие зала для преподавателей и сотрудников, расширения ассортимента, негативная тенденция была преодолена. Оценки два года подряд росли, но в последнем опросе снова отмечена статистически значимая отрицательная динамика. Так что теперь перед проректором по административно-хозяйственной работе и производству Г.А. Плиевым и директором столовой стоит новая задача, что предпринять, чтобы улучшить условия питания. Могу вам сказать, что  план действий в этом направлении уже разработан.  После введения в эксплуатацию бассейна существенно возросла удовлетворенность сотрудников возможностями для активного отдыха и физического развития.

Заинтересованным читателям и исследователям рекомендую более подробно познакомиться с аналитическими отчетами у нас в отделе. В них содержится много интересных фактов, и, возможно, вы установите какие-то собственные закономерности.

Елена Сергеева

Advertisements

Entry filed under: Интервью.

Юбиляры «Мы посмотрели на себя другими глазами»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!

Опрос


%d такие блоггеры, как: