Успех не равен победе!

30 октября, 2014 at 9:51 дп Оставьте комментарий

Сегодня психолог – одна из востребованных профессий.  Консультации психолога стали настолько актуальными, что их можно получить везде и всюду. Спрос рождает предложение. Но каково качество получаемой психологической помощи от всякого рода «специалистов»?!

Психологов готовят и в нашем университете. Подготовкой специалистов занимаются на факультете психологии и социальной работы, а общее психологическое образование студенты, будущие педагоги, получают благодаря преподавателям общеуниверситетской кафедры психологии. Старшего преподавателя кафедры Михаила Юрьевича Тихомирова мы пригласили к нам в собеседники.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

—  Михаил Юрьевич, скажите, психология изначально была Вашим профессиональным выбором?

— Мое первое образование – преподаватель физической культуры и спорта, тренер. Психология сначала меня интересовала только как часть спорта. Однако жизнь сложилась так, что в 1992 году я поступил на кафедру психологии ВГПУ, а в 1994 году закончил курсы повышения квалификации «Практический психолог» и остался в вузе.

— А какова сегодня область Ваших профессиональных интересов?

— В качестве психолога я работал в психологических центрах, а также в Областном центре «Семья». Основной контингент — подростки, старшеклассники, основное направление моей работы — профессиональное и жизненное самоопределение молодого поколения. Направление моих исследований связано с изучением ценностных ориентаций студентов. Кроме того, я занимаюсь психологическими играми, которые начал разрабатывать еще до окончания первого образования в 1992 году. Это одна из важных составляющих моей практической работы психолога.

— А кто и где «играет» в Ваши игры?

— Я стараюсь использовать все возможности. Конечно, это Летняя психологическая школа, которую ежегодно проводит факультет психологии и социальной работы, иногда включаю игры в учебные занятия. В игровой форме проводится третий этап нашего конкурса «Псиведение». Я знаю, что многие выпускники психологических факультетов вузов нашего города используют мои игры и проявляют интерес к моему опыту.

—  На что направлены Ваши игры? Что они дают, какие качества развивают?

— Самые известные игры, например, «Супербол» и «Эмоции»,  направлены на развитие коммуникативных умений, умений понимания другого человека, развитие сплоченности команды. Другие игры, например, «Двадцать тысяч дней», направлены на развитие ценностных ориентаций, на понимание жизненной перспективы.

— Вы готовите старшеклассников, студентов к новому этапу жизни?

— В общем смысле может это и так, но я бы сказал иначе. Ведь психолог смотрит несколько глубже. На данном этапе возрастного развития молодому человеку очень важно «расширить» временную перспективу, сформировать собственное мировоззрение, которое складывается на основе определенных ценностей. Ценности возникают по мере взросления, становления личности. Участие в игре побуждает к пониманию, осмыслению, переживанию будущего. Поскольку для старшеклассника и студента, как известно, будущее время в психологическом развитии играет более важную роль по сравнению с настоящим.

 

 — Как вы оцениваете уровень знаний наших студентов в области психологии? Этого достаточно для их профессиональной деятельности или необходима дополнительная самостоятельная подготовка?

— Педагог всегда должен совершенствовать свои знания. В университете дается хорошая теоретическая база, у нас на кафедре работают квалифицированные специалисты. Вопрос в другом: как студенты всем этим пользуются?! Ведь студент обязан заниматься самостоятельно, а не только работать на занятиях. Наши преподаватели готовы помочь студентам, в том числе и по различным житейским вопросам. На нашей кафедре психологии работают студенческие клубы, которые вот уже несколько лет ведут преподаватели Хохлова Екатерина Викторовна, Глазырина Лидия Геннадьевна, и другие преподаватели также проявляют интерес к такой форме работы.

Что касается уровня знаний будущих психологов, то я, как член совета факультета психологии и социальной работы,  хочу отметить, что уровень наших студентов, как минимум, соответствует общероссийскому, а где-то и превышает его. Об этом свидетельствуют многочисленные успехи наших студентов-психологов на различных олимпиадах, конкурсах. Я лично знаю вполне успешных и уважаемых ныне психологов – выпускников нашего вуза. Но психологом не становятся сразу по получению диплома. Необходим жизненный опыт, в котором и познаются психологические знания. Необходимо «столкнуться лбом» с феноменом, и только тогда можно что-то понять. Например, невозможно объяснить человеку, что такое любовь, это можно только испытать, пережить.

— Вот уже несколько лет под Вашим руководством проводится конкурс «Псиведение», где  студенты имеют прекрасную возможность проявить себя в области психологии. А каковы Ваши интересы в проведении данного конкурса?

— Я, скорее, организатор. Идея возникла у нас на кафедре среди молодых преподавателей, которым хотелось «оживить» студенческую научно-исследовательскую деятельность, привлечь внимание студентов к психологии как науке, как  интересной области знания. В 2009 г. при содействии Управления НИР вуза мы провели конкурс впервые. Оказалось, что студентам предложенный формат конкурса – три тура – показался интересным. Поэтому в дальнейшем мы его сохранили с некоторыми изменениями. Первый тур — творческое задание, которое выполняется студентом самостоятельно в виде эссе, теоретического обобщения или описания проведенного исследования. Второй тур очный – общение, где участники выступают со своей работой, задают друг другу вопросы. Третий тур направлен на развитие эрудиции участников в области психологии. Он проходит в виде различных дидактических игр: лото, карточные игры, домино. В этом году наш конкурс стал областным, в нем принимает участие Институт педагогической информатики, поэтому используются сетевые информационные технологии, в частности, информационный проект «Мирознай». Посмотрим, что из этого получится. Приглашаем студентов нашего вуза принять в нем участие!

Любой конкурс – это всегда победа или поражение. Скажите, как добиваться успеха, и в то же время уберечь себя от психологических травм в случае поражения?

— Я бы не стал четко разводить: или победа, или поражение. Думаю, что всё несколько сложнее. В спорте часто победа достается не тому, кто лучше всех готов, а тому, кто больше всех ее желает. Правда, не всегда эта победа потом идет на пользу человеку. А проигрыш – это часть успеха, такая же естественная часть жизни как сон и бодрствование. Невозможно все время бодрствовать, невозможно всегда выигрывать. И еще: тезис «победа любой ценой» применим только в очень редких случаях. Психологические травмы в случае поражения возникают лишь тогда, когда победа воспринимается как «сверхценность», как идол, фетиш, если хотите.

— Если участник не будет стремиться к победе, то какая тогда мотивация?!

— Любой участник всегда стремится к победе, не всегда получается победить соперника, но победа над собой – это, на мой взгляд, самая большая победа.

Получается, достичь успеха – это не так важно, важно развить в себе определенные качества?

— К категории успеха я вообще отношусь критично. Это такое понятие манипулятивное. Под успехом можно подразумевать разные вещи. Все зависит от стандартов. Есть стандарты высшего мастерства, но они – для единиц. У каждого человека – свой масштаб личности, свой талант, свои стандарты совершенства. Их нужно находить в себе и реализовывать. Не бывает двух людей с одинаковыми талантами и возможностями их реализации, но работать над собой нужно всегда. Если нет работы над собой – нет и успеха, это однозначно неудача. Не бывает такого, чтобы работал-работал человек – и ничего не получил. Всегда есть плоды. Есть такое выражение: «лишних знаний не бывает». Знаю это на своем опыте.

А какое Вы дадите определение успеху?

— Успех для меня — когда человек обнаружил свой талант и работает в меру своих сил и способностей. «Возделывает свой огород», а не завидует тому, что у кого-то за забором шесть гектаров пашни. Он пусть обрабатывает свои шесть гектаров, а я — свои шесть соток. Главное — что вырастет.

— Существует такое выражение: « Выделиться из толпы». Каковы Ваши рецепты самовыражения?

— Я не вижу позитивного смысла в этом. Самовыражение – во внутренней природе, культуре человека. Например, в восточном обществе вылезать из толпы – это просто неприлично. А человек Запада, наоборот, всячески старается себя преподнести другим, возвыситься. Я считаю, что скромность украшает человека.

Но ведь есть же люди, которые, может, и не стремятся к публичной славе, но пытаются найти для себя, своего комфорта, какое-то средство самовыражения?

— Средство самовыражения нужно искать в себе. Ну, предположим, некто решил самовыразиться, глядя на чемпиона мира по штанге. Вот он пойдет и станет ее толкать. Так, штанга может и задавить насмерть. Главный вопрос – зачем? Ведь в каждый момент времени мы находимся в определенной социальной группе и играем свою роль. И в каждой такой группе нужно быть человеком, думать о своих внутренних потенциалах, и о том, как их реализовать. Жизнь достаточно многообразна.

–Что Вы, как психолог, пожелаете нашим студентам, преподавателям?

— Студентам – выбрать правильную дорогу в жизни, работать над собой и искать шанс. Мне искренне жаль тех студентов, кто вынужден сосредоточиться на материальном. Сейчас – время учиться, другого такого времени не будет. В университете есть много специалистов, которые по-настоящему вкладывают свои силы в образование студентов, в то, чтобы студенты стали настоящими педагогами. Коллегам-преподавателям желаю терпения и мужества, и, конечно, искренних, вдумчивых, активных студентов, от которых все мы молодеем, набираемся оптимизма и энтузиазма!

Беседовала Светлана РУДОМЕТОВА.

 

 

 

Entry filed under: Uncategorized.

«… Кому теперь были нужны написанные слова?» Творю, значит существую!

Оставьте комментарий

Trackback this post  |  Subscribe to the comments via RSS Feed


Добро пожаловать!

Приветствуем вас на сайте газеты "Учитель"!